Управление интеллектуальными ресурсами на примере организации | Пример курсовой работы

Управление интеллектуальными ресурсами на примере организации

Цель курсовой работы: изучение особенностей управления интеллектуальными ресурсами фирмы и разработка современных путей повышения уровня эффективности при управлении интеллектуальными ресурсами на примере предприятия ОАО «Промсвязь».

Национальная экономика в целом и ее предпринимательские субъекты в эпоху постиндустриального развития могут достигнуть поставленных целей и быть успешными при условии, что они будут обладать достаточным креативным потенциалом, который зависит, прежде всего, от качества их интеллектуального ресурса. Этот ресурс формируется и совершенствуется путем государственных и частных инвестиций в образование на основе разработанных стратегий развития системы образования. Динамика развития рыночной экономики приводит к быстрому появлению новых требований к знаниям, умениям и навыкам с учетом социально-экономического развития общества. Поэтому в постиндустриальной экономике возрастает роль высшего учебного заведения в формировании интеллектуальных ресурсов общества.
Переход на инновационные факторы развития затрагивает все элементы экономической системы. Например, у образовательного учреждения возникает необходимость оперативного реагирования на изменяющиеся экономические и социальные потребности общества, повышения экономической эффективности и развития тесного сотрудничества с различными субъектами рынка, включая государственные и региональные органы управления, предпринимательские структуры и т.д.
Необходимость приближения образовательных стандартов к потребностям работодателя и общества, а также повышения качества образования всех уровней становится новым вызовом для системы образования. Это требует от учебных заведений осуществления миссии по созданию инновационных программ обучения, формирования предложений по обновлению образовательных стандартов, проведения реформ в области управления образовательной системой с целью улучшения качества образования и повышения уровня компетентности, знаний выпускников образовательных учреждений.
Подавляющее число современных отечественных организаций имеет жестко производственную структуру, характерную для стран с индустриальной экономикой. Как правило, оценка эффективности деятельности организации проводится лишь по конечному результату. Это приводит к тому, что далеко не все звенья на пути достижения требуемых целей работают эффективно. Назрела необходимость реструктуризации системы управления экономикой во многих отечественных организациях в сторону резкого усиления практического использования их необычных возможностей. Для решения этих вопросов необходимо выбрать и обосновать оценку проявления творчества всеми участниками предпринимательских процессов как субъектов рыночных экономических отношений.
Главной задачей успешной реализации любого бизнес-процесса является то, чтобы, используя современные средства и механизмы управления, вызвать максимальное творчество и креатив у всех его исполнителей. Но в связи с тем, что сегодня, как правило, в реализации (особенно высокотехнологичных) бизнес-проектов участвуют люди самых различных специальностей, средства повышения их творческой отдачи должны быть разными. Раньше главным экономическим показателем трудового потенциала работника были его физические возможности (производительность труда). Затем сочетание физических и интеллектуальных способностей. В настоящее время главным экономическим показателем деятельности человека является проявление его интеллектуально-креативных способностей, которые социально формируются в результате получения каждым из специалистов общего и специального образования, навыков и умений в процессе трудовой деятельности.
Интеграция интеллектуальных и креативных возможностей структурного и интеллектуального капиталов специалистов в единое целое создает тот интеллектуально-креативный ресурс организации, который способен решать конкретные бизнес-задачи самыми различными творчески обеспеченными способами, которых, как правило, может быть “бесконечное” множество. При этом важно подчеркнуть, что рыночных успехов добиваются те, кто организационно обеспечивает максимальное проявление интеллектуально-креативной энергии всеми специалистами компании.
На уровне предприятия основная задача управления интеллектуальной собственностью состоит в сохранении, развитии интеллектуального потенциала как стратегического ресурса предприятия и повышении его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет удовлетворения потребностей рынка в сфере охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности.
Стратегия предприятия в сфере интеллектуальных ресурсов должна реализовываться в следующих трех направлениях: активизации изобретательской деятельности на предприятии; коммерциализации услуг в области интеллектуальной собственности; формировании нематериальных активов как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности организации.
А теперь выявим влияние изменений макроэкономической среды на формирование интеллектуальных ресурсов и основные требования, предъявляемые к подготовке персонала современного предприятия.
Интеллектуальный ресурс предприятия формируется не только на основе привлечения молодых специалистов с высшим образованием, подготовленных на базе этих разработанных программ, адаптированных к изменениям потребностей инновационной экономики, но также на основе совершенствования знаний и навыков уже работающего персонала, с целью обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия.

Резюмируя проведенное исследование, можно сказать, что интеллектуальные ресурсы становятся наиболее значимыми для организаций, ведь это своеобразный беспроигрышный вариант увеличения собственной эффективности.
Итак, имеющийся уровень интеллектуальных ресурсов предприятия возможно определить при помощи следующих факторов, а именно имеющиеся знания, навыки, а также опыт, квалификация и фактические умения работников. При этом они являются всего лишь источником для формирования и последующего использования интеллектуальных возможностей персонала фирмы, который не всегда достаточно эффективно привлекается для достижения запланированных целей. В настоящее время не до конца отработаны действенные механизмы экономической оценки, а также управления процессом использования креативного потенциала работников, являющегося наиболее важным экономическим ресурсом организаций сейчас, что неоднократно подтверждается малой освещенностью этой проблемы, как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе.
Как показывают результаты различных исследований, главный вектор современного социально-экономического развития должен быть направлен в сторону интеллектуализации как технологий производства, хранения, последующей транспортировки, продаж и эксплуатации продуктов труда, но и их потребления.
Анализ интеллектуальных ресурсов предприятия ОАО «Промсвязь» показал, что данные, которые отражают эффективность использования нематериальных активов в рассмотренном периоде по сравнению с предыдущим периодом улучшились, а трудовые ресурсы организация использует не на полную мощность. Это влечет за собой определенные потери, описанные в настоящем исследовании. Стоит отметить, что развитие людей является ключевым моментом в процессе управленческой деятельности. Высокий уровень данного показателя позволяет улучшить ряд факторов, а именно: рост заинтересованности и воодушевления сотрудника, увеличение жизненной энергией, а также формирования наиболее благоприятного климата.
Цель курсовой работы: изучение особенностей управления интеллектуальными ресурсами фирмы и разработка современных путей повышения уровня эффективности при управлении интеллектуальными ресурсами на примере предприятия ОАО «Промсвязь».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!