Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти | Пример курсовой работы

Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти

цель данной работы заключается в проведении анализа особенностей уголовной ответственности за оскорбление представителя власти.

Диспозиция нормы, устанавливающей ответственность за оскорбление Президента СССР, называла лишь само деяние, но не раскрывала его сущности, т. е была бланкетной. Для понимания сущности необходимо было обратиться к Постановлению о порядке применения и введения в действие Закона СССР «О защите чести и достоинства Президента СССР» от 21 мая 1990 г. В нем содержание оскорбления раскрывается через признаки, указанные в ст. 131 УК РСФСР.
Закон об ответственности за посягательство на честь и достоинство Президента СССР в одной норме объединял два состава преступлений: клевету и оскорбление. Сравнение санкций ст. 130 и 131 УК РСФСР объясняет, что клевета признавалась преступлением с более высокой степенью общественной опасности. Однако данное обстоятельство в законе об ответственности за оскорбление Президента СССР или за клевету на него не учитывалось.
Оскорбление признается уголовно наказуемым, если унижение чести и достоинства было выражено в неприличной форме (в нецензурных словах, неприличных, циничных действиях, жестах и т. п.). Оскорбительные действия выражаются в словесной, устной и письменной форме, в виде плевка, нанесения пощечины. Оскорбление может наноситься непосредственно потерпевшему либо опосредованно, через третьих лиц.
Оскорбление представителя власти или представителя общественности (ст. 192 УК РСФСР), а также оскорбление Президента СССР признавалось уголовно наказуемым лишь при наличии признака публичности оскорбляющих действий, то есть в присутствии хотя бы одного постороннего. При этом не требовалось, чтобы об этом стало известно тому, в чей адрес они были высказаны. Оскорбление — преступление, совершаемое с прямым умыслом.
В составах преступлений, предусмотренных ст. 192 и 192.1 УК РСФСР, обязательным признаком состава, относящегося к субъективной стороне преступления, являлся мотив — совершение действия в связи с исполнением потерпевшим обязанности по охране общественного порядка, а при оскорблении судьи — в связи с осуществлением правосудия. Оскорбление представителя власти, народных дружинников, судей, народных заседателей и других представителей общественности по иным мотивам квалифицировалось по ст. 131 УК РСФСР. За оскорбление уполномоченного лица, осуществляющего публичные управленческие функции, виновное лицо наказывалось лишением свободы — на срок до шести месяцев. От ранее упомянутой в ст. 192 УК РСФСР 1960 г. санкция принципиально не отличалась, предусматривая исправительные работы на срок до одного года или штраф в размере до 100 рублей.
Оскорбление Президента СССР и преступление, предусмотренное ст. 131 УК РСФСР, имели квалифицированные составы: оскорбление в печати (в журналах, книгах, газетах, листовках); совершение оскорбления с использованием других средств массовой информации — радио, телевидения; совершение преступления ранее судимым за оскорбление.
Относительно понятия тяжкого оскорбления в составах преступлений, предусмотренных ст. 104, 110 УК РСФСР, выполняющих роль повода к совершению преступления, в законе не раскрывается. Судебная практика относила к тяжкому оскорблению супружескую измену. В законе давалась его общая характеристика как повода возникновения аффекта.
В заключение представленной выше курсовой работы необходимо отметить ряд выводов.
В рамках курсовой работы была достигнута ее цель – был проведен анализ особенностей уголовной ответственности за оскорбление представителя власти.
Эволюция уголовно-правовых норм, направленных на охрану чести и достоинства представителей власти, свидетельствует о заинтересованности государства в защите лиц, обеспечивающих ему политическое господство в обществе.
Следует отметить, что нормы, направленные на обеспечение неприкосновенности чести и достоинства представителей власти, прошли долгий этап становления и развития.
По результатам проведенного в рамках курсовой работы исследования необходимо отметить, что состав ст. 319 УК РФ справедливо относится к группе преступлений, посягающих на авторитет органа государственной власти, где дополнительным объектом выступает честь и достоинство представителя власти.
Вместе с тем, данные составы преступлений относятся к насильственным преступлениям против законной деятельности представителей власти в сфере порядка управления.
Оскорбление представителя власти, относится к числу насильственных преступлений на основании признания этих действий одним из способов психического насилия информационного характера, способного причинить потерпевшему психическую травму.
Совершенное публично в отношении представителя власти в связи с его законной деятельностью, данное преступление причиняет вред порядку управления.
цель данной работы заключается в проведении анализа особенностей уголовной ответственности за оскорбление представителя власти.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!