Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр

Цели и задачи

Цель курсовой работы является рассмотрение уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр.

Введение и актуальность


Этим же Уставом в ст. 46 вводилась ответственность в виде ареста не свыше одного месяца или денежного взыскания не свыше ста рублей «за устройство запрещенных игр в карты, кости и т. п., однако не в виде игорного дома (ст. 28)». По смыслу ст. 1 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, ответственность предусмотрена за проступки.
Тем не менее, сказать, что деяния, запрещенные уставом, не являются преступлениями, однозначно, пожалуй, нельзя. Из анализа статей 5, 13, 20 главы 1 «общие положения» Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, наказание определяется «приговором». Привлекаемому к ответственности за «проступки» выносился «приговор», которым «присуждается» денежное взыскание, арест, заключение в тюрьме и др.
Из изложенного можно заключить, что если со времени издания Петром I указа от 17.12.1717 г. правотворчество носило целенаправленный характер: изменения вносились для уточнения или дополнения, — и достигло наибольшего развития в нормах Устава Благочиния от 8.04.1782 г., то дальнейшие поправки назвать последовательными вряд ли можно. Многочисленные изменения азартного законодательства: повторное введение ответственности за присутствие при азартной игре, последующая декриминализация данного деяния, как общественно-опасного; возврат к системе рецидивов, — свидетельствуют о тщетных попытках урегулирования указанной сферы правоотношений и незрелости законодательной базы. Похожая статья: Уголовная ответственность за служебный подлог в истории российского законодательства.
В уголовном уложениии от 22 марта 1903 года появляется разнообразие ответственности за причастность к азартным играм. Так, согласно ст. 289 виновный в устройстве игр в карты, кости и т. п. или предоставлении своего дома для данных игр наказывался арестом или штрафом до 500 рублей. А вот организаторы, «открывшие» игорный дом, т. е. заведение, специально предназначенное для азартной игры, карались гораздо серьезнее — заключением в тюрьму и штрафом до 3 тыс. руб.
Ответственности подлежали и лица, допустившие игры в заведениях, осуществляющих торговлю спиртными напитками, в размере 100 руб. пенни (ст. 315).
Подлежали уголовной ответственности и изготовители, продавцы карт: в первом случае — с заключением в тюрьме до 6 мес. и штрафом в 15 рублей за каждую дюжину колод карт; орудия производства конфисковывались (ст. 343), во втором — со взысканием 300 руб. пенни (ст. 344).
Советская власть взялась за азартные игры в прямом смысле слова: 24 ноября 1917 г. вышел приказ военно-революционного комитета № 4605, в соответствии с которым военно-революционный комитет постановил: «Закрыть все клубы и притоны, где производится игра в карты». Иных правил и положений данный приказ не содержал. А. А. Цакоев отмечает, что из столь краткой нормы права очевидно — под запрет попали абсолютно все игры в карты, без какого-либо разграничения на азартные или неазартные игры .
Таким образом, эпоха переворотов свела на нет какие-либо попытки правовой регламентации общественных отношений в сфере организации и проведения азартных игр. Неудивительно, что уже весной 1918 года Совету Комиссаров Петроградской трудовой коммуны последовало предложение Калинина М. И. о легализации азартных игр с последующим обложением их налогом от 10 до 30 % дохода. Однако предложение не нашло положительных откликов и азартные игры остались под запретом.
Примечательно, что подобного рода запреты во время советской власти скорее выступают способом административной регламентации государственного и общественного устройства. Данные запреты ничем не обеспечены — ответственность за нарушение приказа, запрещающего игры в карты не предусмотрена. Подпольными азартные игры оставались недолго. Уже 9.11.1921 года Советом труда и обороны РСФСР издано постановление «О продаже игральных карт на внутреннем рынке», согласно которому «постановления административных органов, воспрещавших держание и продажу игральных карт», отменены. Несмотря на то, что запрет на клубы и притоны, где производится игра в карты снят не был, уголовный кодекс РСФСР 1922 г. и его редакция 1926 г. не содержали норм об ответственности за участие или организацию азартных игр. Лишь разъяснением НКВД РСФСР в мае 1929 г. нижестоящим органам внутренних дел указывалось, что «содержатели трактиров и клубов привлекаются к административной ответственности лишь тогда, когда помещение приобретает характер игорного заведения, где с играющих владельцами помещений или устроителями игр берётся какая-либо плата за вход или за пользование игральными предметами или за участие в игре».
Уголовная ответственность за азартные игры появляется в УК РСФСР 1960 г., в первоначальной редакции — в ст. 210: «вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми…». Конечно, это не ответственность за организацию и проведение азартных игр. Азартные игры здесь рассматриваются не как преступление, тем более, что в данной статье ведется речь о преступной деятельности (более широкое понятие), но скорее, как антиобщественная деятельность. Причем сама по себе азартная игра не наказуема в уголовно-правовом смысле, преступлением считается вовлечение несовершеннолетнего в такую антиобщественную деятельность, как азартные игры.
А вот уже в УК РСФСР 1960 г. в ред. 1988 года была введена ст. 208.1 УК РСФСР, предусматривающая ответственность за организацию азартных игр (в карты, рулетку, «наперсток» и другие) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение. Представляется, что здесь мы впервые видим юридически оформленную именно уголовную ответственность за организацию азартных игр.
Несмотря на столь неоднозначное отношение государства к азартным играм, порицаемым с точки зрения морали, но выгодным на некоторых этапах истории казне, изменениями федеральным законом от 20.07.2011 N 250-ФЗ в УК РФ 1996 года мы вновь возвращаемся к криминализации незаконных организации и проведения азартных игр — ст. 171.2 УК РФ установлена ответственность за организацию и проведение азартных игр.

Заключение и вывод

В соответствии с новой редакцией статьи 171.2. УК РФ, уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр наступает (по первой части указанной статьи) вне зависимости от размера извлеченного дохода, т.е. за факт осуществления указанной деятельности. При этом новая редакция части 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ теперь предусматривает ответственность только для юридических лиц. Одновременно новая редакция ст. 14.1.1 КоАП РФ вводит новый состав правонарушения (ч. 4 ст. 14.1.1.) в виде "Осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией".
В чем суть изменений:
1) ранее, до 03.01.2015, в случае выявления факта незаконной организации и проведения азартных игр при доказанной сумме извлеченного дохода от 1,5 млн. и выше деяние квалифицировалось как уголовное преступление, а при доказанной сумме извлеченного дохода менее 1,5 млн. - как административное правонарушение.
С вступлением в силу описанных изменений при выявлении незаконной организации и проведения азартных игр может быть возбуждено:
- уголовное дело;
- административное дело в отношении юридического лица;
- одновременно уголовное дело в отношении физического лица и административное дело в отношении юридического лица.
2) описание состава преступления и правонарушения не поменялось.
Изменился порог суммы дохода: с 1,5 млн. до "независимо от суммы дохода" для привлечения физического лица к уголовной ответственности.
Тот состав, который ранее был в первой части статьи 171.2. УК РФ (доход от 1,5 млн. рублей) - "переехал" во вторую (квалифицированную) часть ст. 171.2. УК РФ;
тот состав, который ранее был во второй части статьи 171.2. УК РФ (доход от 6 млн. рублей) - "переехал" в третью (особо квалифицированную) часть ст. 171.2. УК РФ.
3) появился новый состав административного правонарушения для букмекеров (и тотализаторов), который позволяет применять такой вид наказания как  административное приостановление деятельности пункта приема ставок или всей букмекерской конторы (на усмотрение судьи районного суда).
При этом необходимо отметить, что ст. 171.2. УК РФ относится к категории "экономических" преступлений.
Уже не первый год уголовно-процессуальное законодательство содержит норму (ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ), в соответствии с которой заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 171.2. УК РФ (не зависимо от части статьи).
Также необходимо отметить, что практика применения в РФ уголовного законодательства отличается от практики применения законодательства административного. Главное отличие практического применения - обязательность проведения экспертизы.
К слову: в соответствии с УПК РФ, экспертизировать изъятое оборудование возможно и до возбуждения уголовного дела.
В настоящий момент еще рано говорить о каких-либо тенденциях правоприменительной практики по новому закону. Но и сейчас с уверенностью можно сказать, что решающим доказательством будет именно заключение экспертизы оборудования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ