Творчество Ильфа и Петрова

Цели и задачи

Цель исследования состоит в рассмотрении особенностей жанрового функционирования в дилогии «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова.

Введение и актуальность


В данном случае под «одесским текстом» следует понимать обладающие особым стилем «литературные произведения таких ярких и самобытных писателей-одесситов двадцатых годов ХХ века как Исаак Бабель, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, в свое время выделенных В.Б. Шкловским в группу “Юго-Запад”».
О.Ф. Ладохина выделяет такие специфические черты «одесского текста»:
Карнавализация текста;
Гротескная перевернутость общественных отношений по типу английской весенней игры в «майского короля»;
Игровое начало с использованием пародийных приемов и иронии;
Вкрапление в лингвистическую ткань текста всей широты одесских диалектов, образовавшихся на выходе «плавильного котла» языков представителей многочисленных одесских диаспор;
Присутствие в произведениях специфических одесских фольклорных речевых оборотов;
Сюжетные мотивы, обусловленные особенностями менталитета одесситов.
Справедливости ради добавим, что еще до наступления 1920-х годов начинала формироваться особая литература, которой присущ «одесский характер» (А. Аверченко, С. Юшкевич, В. Дорошевич). Более того, эти традиции продолжают функционировать и сегодня. Так, в наше время последователями «одесской школы» можно назвать известных писателей – М. Жванецкого, О. Губаря, Б. Бурду, В. Хаита.
Осмелимся предположить, что большинство литературоведов склонны считать «одесскими текстами» именно произведения одесских сатириков 20-х годов ХХ века, потому что сформировалась и достигла небывалого ранее успеха данная литература именно в это время.
По словам современного сатирика Валерия Хаита, его коллега Михаил Жванецкий говорил следующее: «нет специального одесского юмора, а есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания».
Сам В. Хаит считает, что специфика у одесского юмора есть, и писатель видит ее, главным образом, в интонации. Но В. Хаит считает, что сегодня нужно различать настоящий одесский юмор и «“одесский” юмор, где дурная экзотика, спекуляция на каких-то речевых вещах, несоответствие нормам грамматики».
По мнению В. Хаита, в литературе «существует замечательная традиция – южнорусская школа», представители которой не были юмористами «в чистом виде», но, по его словам, «ирония пронизывает вот эти все книги. <…> Катаев начинал как абсолютно блестящий сатирический писатель. Его несколько рассказов можно просто читать сегодня со сцены. А “Зависть” Олеши, великий роман, весь пронизан этим». Другими словами, ирония в «одесских текстах» играет особую, всеобъемлющую роль (в текстах присутствует везде, используются даже иронические фамилии и имена героев, географические названия и др.).
Как уже упоминалось, М.М. Бахтин замечает такую особенность всех жанров серьезно-смехового, как карнавальное мироощущение. Это касается и «одесских текстов».
По мнению О.Ф. Ладохиной, прием карнавализации характеризуется «пафосом увенчания-развенчания, связанный с яркими, поистине театральными представлениями, разыгрываемыми героями произведений, пафос обновления и перемен». Также О.Ф. Ладохина замечает, что карнавал подобен «фейерверку, вспышке веселья в череде будней».
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели взгляды разных ученых (в частности Ю.Н. Тынянова, М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского и т.д.) на понятие жанра и жанровую классификацию. , А а также перечислили основные эстетические категории, более подробно остановившись на характеристике категории комического. Опираясь на научные исследования Н.С. Бандурина, Б. Дземидока, И.Г. Калмыковой, Н.П. Худаведровой, мы описали природу комического и его основные формы виды (юмор и, сатира и ирония). Особое внимание мы уделили чертам «одесских текстов», поскольку именно к ним относятся романы дилогии Ильфа и Петрова.

Заключение и вывод

На основе проведенного анализа в практической главе, мы установили, что смеховая стратегия Ильфа и Петрова заключается, прежде всего, в тотальной иронии, которая была характерна для авторов южнорусской (одесской) школы, а также в использовании соавторами самых разнообразных элементов комического. В какой-то мере высмеивается каждый герой, что делает даже эпизодических персонажей запоминающимися. Для этого соавторы используют фарсовые ситуации, сатирическое изображение внешности, индивидуализацию языка.
Мы также выяснили, что одна из главных причин успеха смеховой стратегии Ильфа и Петрова – мультижанровость дилогии, при этом основным жанром является сатира, а после нее – плутовской и пародийный жанры. Эта триада, на наш взгляд, и порождает другие жанры, встречающиеся в произведении. Главным инструментом создателем создания жанрового своеобразия на страницах романов является Остап Бендер – персонаж, которому необходимо постоянное движение и смена обстановки. Интересно также, что кроме жанров с явно сатирическим оттенком пародируются жанры официально-делового стиля, детективный, эпистолярный жанр и даже жанр эпитафии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ