Трудности в освоении винительного падежа на начальном этапе изучения РКИ

Цели и задачи

Целью исследования выступает теоретико-методологическое обоснование и разработка системы упражнений, направленных на снятие трудностей в освоении винительного падежа на начальном этапе изучения РКИ.

Введение и актуальность


В общем курсе РКИ грамматика играет значительную роль, обусловленную целями обучения и уровнем знаний обучающихся. Как отмечают авторы учебника под ред. И. П. Лысаковой, роль грамматики сводится к прикладной, служебной, предусматривающей изучение грамматической системы не как самоцель РКИ, но как средством общения на иностранном языке, другими словами, если приоритетной задачей обучения иностранному языку выступает формирование коммуникативной компетенции, обучение иностранному как практическому инструменту общения, познания, получения дополнительных информационных данных, изучение грамматики направлено овладение основными стереотипными грамматическими моделями, позволяющими реализовывать общение: «изучение грамматики — это методическое средство преподавателя для обучения коммуникативно полной речи».
Изучение грамматики не выступает главной целью курса РКИ, но средством овладения коммуникативными навыками. Изучение грамматики подчиняется главной цели обучения иностранному языку, что выдвигает особые требования к содержанию обучения грамматики, существенно ограничивает объем грамматических единиц, представляемых для изучения.
Основной уклон в процессе изучения РКИ делается не на форме, но на смысле лексемы, что выдвигает высокие требования к формированию активной грамматики. Под активной грамматикой ряд ученых понимает «изучение форм, несущих определенный смысл в составе предложения (высказывания), т. е. идет от содержания, смысла, функции к форме». Формирование активной грамматики предполагает отбор учебного материала на основании наиболее употребительных средств выражения смысловых выражений. Отбор грамматического материала для формирования активных грамматических знаний осуществляется на основании ряда факторов:
- способность грамматической категории служить моделью для образования аналогичных форм;
- реализация языковой единицы в различных моделях;
- большое количество примеров практического употребления языковой единицы в данном значении.
Пассивная грамматика направлена, прежде всего, на изучение формы, на анализ оформления говорящего в высказывания. Формирование пассивных грамматических навыков, понимание формы слова, анализ ее употребления в речи представляется целесообразным на продвинутых этапах изучения РКИ, однако, на начальных этапах изучения иностранного языка детальный анализ формы лексемы может вызвать существенные затруднения в понимании семантики у обучающихся.
Как отмечает С. А. Злобина, успешное овладение предложно-падежной системой русского языка способствует оптимизации процессов формирования ключевых компетенций, включая лингвистическую (ознакомление с формами и значениями лексем); речевую (грамматические формы актуализируются в речевых высказываниях); коммуникативная (моделирование речевых высказываний с учетом социальной роли коммуникантов)
Изучение грамматической структуры на начальных этапах обучения требует особой группировки языкового материала, основанной на вычленении аналогичных и противоположных, главных и периферийных грамматических явлений. Систематизация грамматических явлений обеспечивает понимание общих закономерностей существования языка и позволяет самостоятельно моделировать высказывания.
Введение нового грамматического материала осуществляется поступательно, на основании реализации принципа от простого к сложному и исключения наименее важного. Подача грамматического материала на начальных этапах обучения РКИ осуществляется на синтаксической основе, в составе синтаксической конструкции.
Именно начальный этап изучения РКИ выступает во многом определяющим, поскольку именно на данном периоде осуществляется закладка основных механизмов моделирования иноязычной речевой деятельности. На данном этапе изучение грамматики должно носить системный характер, что заключается в строгом ограничении набора языковых единиц.
На начальном этапе обучения РКИ большая часть преподавателей сталкивается с проблемами усвоения падежно-предложной системы русского языка: «многозначность падежей, многообразие флексий, принцип формоизменения имен существительных, местоимений, прилагательных, числительных» часто вызывают непонимание обучающихся, существенно затрудняя процесс овладения русским. Как показывает практика, иностранным обучающимся сложно понять даже грамматические формы падежей, не говоря уже об их значениях.
Представляемый для изучения на начальном этапе грамматический материал должен отвечать следующим требованиям:
- частотность употребления;
- стилистическая нейтральность;
- эталонность;
- необходимость ограничения лексического минимума;
- факторы возможной интерференции.
Грамматические формы и конструкции вводятся не изолированно, а представляются в виде синтаксических конструкций, что позволяет реализовать ряд приоритетных принципов при обучении иностранного языка, включая принцип коммуникативной направленности; объединения смысловых характеристик изучаемых явлений.
Таким образом, методика обучения падежной системе РКИ подразумевает поэтапное представление грамматического материала, отвечающего главной цели изучения иностранного языка – формированию коммуникативной компетенции. Изучение предложно-падежной системы не выступает целью обучения русскому языку, но способствует закреплению речевых моделей, которые впоследствии будут воспроизводиться в собственном речевом творчестве обучающихся. Изучение падежной системы должно осуществляться при соблюдении принципов поэтапности, цикличности, индивидуализации, постепенного усложнения материала, непрерывности. Главной целью изучения падежной системы выступает доведение навыков употребления косвенных падежей до автоматизма.

Заключение и вывод


Процесс обучения грамматике иностранного языка является трудоемким и сложным процессом для иностранных обучающихся. Изучение грамматики выступает тем фундаментом, без которого невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его в качестве средства общения. Важнейшей задачей педагога выступает совершенствование процессов обучения грамматики в целом и повышении эффективности актуализации познавательной деятельности обучающихся при изучении грамматической категории падежа, в частности.
В современной научной литературе под падежом понимают либо конкретный падеж, либо «грамматическое явление, состоящее в том, что в данном языке противопоставляются два или более конкретных падежа» ; «грамматическую словоизменительную категорию существительного, выражающую разные типы синтаксических отношений существительного к другому слову, к другим элементам синтаксической конструкции или к предложению в целом».
Согласно общепринятой в современной предложно-падежной системе классификации выделяют 6 конкретных падежей. Винительный падеж – аккузатив, выступает одним из косвенных падежей, занимая в системе русского языка привилегированную позицию. Основной функцией В. п. выступает обозначение прямого объекта, испытывающего на себе влияние субъекта, выраженного именительным падежом. Большая часть исследователей подчеркивает приглагольный характер В. п., фиксируются случаи зависимости существительного в винительном падеже от предлогов, причастий, деепричастий: улучив момент, однако, чаще всего существительное в В. п. употребляется с переходными глаголами.
Изучение грамматики не выступает главной целью курса РКИ, но средством овладения коммуникативными навыками. Изучение грамматики подчиняется главной цели обучения иностранному языку, что выдвигает особые требования к содержанию обучения грамматики, существенно ограничивает объем грамматических единиц, представляемых для изучения.
Изучение грамматической структуры на начальных этапах обучения требует особой группировки языкового материала, основанной на вычленении аналогичных и противоположных, главных и периферийных грамматических явлений. Систематизация грамматических явлений обеспечивает понимание общих закономерностей существования языка и позволяет самостоятельно моделировать высказывания.
Введение нового грамматического материала осуществляется поступательно, поэтапно на основании реализации принципа от простого к сложному и исключения наименее важного. Подача грамматического материала на начальных этапах обучения РКИ осуществляется на синтаксической основе, в составе синтаксической конструкции.
Именно начальный этап изучения РКИ выступает во многом определяющим, поскольку именно на данном периоде осуществляется закладка основных механизмов моделирования иноязычной речевой деятельности. На данном этапе изучение грамматики должно носить системный характер, что заключается в строгом ограничении набора языковых единиц.
Представляемый для изучения на начальном этапе грамматический материал должен отвечать следующим требованиям: частотность употребления; стилистическая нейтральность; эталонность; необходимость ограничения лексического минимума; факторы возможной интерференции.
Работа над изучением предложно-падежной системы осуществляется поэтапно: презентация, формирование речевых навыков, доведение их до автоматизма в устной и письменной речи; развитие коммуникативных навыков в заданиях коммуникативной направленности.
Презентация грамматического материала должна сопровождаться объяснением и подкреплением примеров, может сопровождаться схемами, таблицами, другими наглядными материалами. На втором этапе осуществляется автоматизация грамматических навыков обучающихся.
В зависимости от уровня усвоения грамматического материала, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в отдельных случаях возникают трудности в освоении обучающимися винительного падежа. С целью устранения трудностей в освоении В. п. целесообразным представляется ознакомление обучающихся со значением прямого объекта после переходных глаголов, детальное объяснение и подкрепление учебного материала наглядными материалами, жестами имплементации активных форм обучения.
Снятие трудностей в процессе усвоения значений винительного падежа осуществляется посредством поэтапного ввода грамматического материала, детального объяснения значений и ситуаций употребления В. п. Целям оптимизации усвоения грамматического материала способствует также высокая наглядность представляемых материалов и практика употребления словоформ в собственных высказываниях обучающихся

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ