Культура контрольно-оценочной деятельности учителя

Цели и задачи

цель данного исследования: изучить особенности формирования культуры контрольно-оценочной деятельности педагога.

Введение и актуальность


Исходя из многоаспектности толкования понятия «педагогической культуры» по словам В. Л. Бенина, «о ней можно говорить как о критерии эффективности передачи информации от предшествующих поколений последующим и уровне издержек последних при освоении знаковых систем»; «как форме проявления духовной культуры общества»; в ней можно усмотреть «технологию конкретного (педагогического) вида деятельности»; она способна определять «методы и формы социальной адаптации и социализации человека»; приобретать характер оценки, «выражая степень общественного содействия или противодействия формированию свободно действующей личности» [14, с. 73–74].
З. Ф. Абросимова одна из первых обратилась к проблеме формирования культуры будущих педагогов. Она определила понятие «педагогическая культура» как общность нескольких взаимосвязанных элементов: духовно-нравственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-практического и интеллектуального [1]. По мнению Е. В. Кравцовой педагогическая культура представлена «в ценностных ориентациях, мотивах, технологиях, содержании и продуктах труда субъекта» [21, с. 8]. Как основная составляющая общей культуры педагога, которая включает в себя знания, ценности, умения, традиции, смыслы, инновации образовательного процесса, сформированные во благо человечества определяется педагогическая культура Е. Н. Морозовой.
Решение вопроса формирования культуры оценочной деятельности учителя вызвало рассмотрение понятия «профессиональная культура педагога». Его ведущими характеристиками выказываются гуманистическая педагогическая позиция учителя в отношении ребенка и его умение быть воспитателем, сформированное педагогическое мышление и компетентность в психологии.
Культура педагогической деятельности - составляющая широкого понятия «профессиональная культура педагога». Культура педагогической деятельности – это наивысшая степень качества деятельности и часть профессиональной культуры учителя, которая выражается в субъектном восприятии Другого, эмпатии, гуманности, способности к самопознанию, стремлении к росту в профессиональном плане и активности, формированию собственного стиля деятельности (Л. Б. Соколова, В. Л. Бенин).
Проблема постоянного, непрерывного саморазвития и самосовершенствования педагога неоднократно изучалась в философско-педагогической литературе, однако условия реализации данной задачи до сих пор мало определены. «Продуктом» педагогического образования должен выступить не просто педагог-предметник, а личность, действующая культуросообразно. В культуросообразной деятельности педагога ученик, помимо знаний и умений, приобретает рефлексивную способность, которая дает возможность ему самостоятельно строить целеполагание, оценить итог деятельности.
Принцип культуросообразности, который был сформулирован еще А. Дистервегом, является центральным принципом деятельности учителя, и применяется к оценочной деятельности. Он показывает на необходимость ее реализации в культурном контексте, ориентацию на культурные ценности, на принятие социокультурных норм и присоединение личности к дальнейшему развитию.
В содержании культуры педагогической деятельности можно выделить культуру оценочной деятельности учителя как ее неотделимый компонент и как один из значимых элементов. В педагогической науке не интегрированы понятия «культура» и «оценочная деятельность». На сегодняшний день нет единого понимания сути культуры оценочной деятельности учителя.
Центром понятия «культура оценочной деятельности педагога» является «оценочная деятельность», поэтому рассмотрим его структуру и содержание.
Напомним, что философы понятие «деятельность» рассматривают как характерный способ отношения к миру. Разработанная философская концепция деятельности (К. Маркс, И. Кант, Л. Фейербах, Г. Гегель) приобрела психологическую интерпретацию в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других. С позиции психологии и философии субъект деятельности – сложнейший феномен, интерпретируемый так: с категорией объекта всегда связана категория субъекта; «субъект научного познания» - это общественный субъект, который осознает данное бытие в общественно-исторически сложившейся форме.
Теоретический анализ дает возможность в структуре оценочной деятельности, которая осуществляется в контексте культуры, выделить проектирование, оценку и оценивание, и как аналитическое действие оценочное суждение. Отметка понимается как одна из символических, невербальных форм оценочного суждения. Поскольку оценка может быть как вербальной, так и невербальной, наиболее конкретным представляется понятие «оценочное суждение».
Учитель как субъект оценочной деятельности, не достигнет культуры оценочной деятельности, если не овладеет и не осознает пониманием того, что его профессиональное и общественное назначение не только самому стать субъектом, а поставить в эту позицию своего ученика. Таким образом, в контексте культуры осуществление оценочной деятельности возможно при субъект-субъектном взаимодействии учитель – ученик.
То есть, оценочная деятельность педагога в культурном контексте без участия ученика невозможна. Только осуществляемая совместно оценочная деятельность дает возможность осмыслить результат, дать ответ на вопросы: почему выставлена та или иная отметка? что оценивалось? Оценка, сведенная сегодня до акта выставления отметки, по сути, является псевдо деятельностью, когда рушится структура оценочной деятельности.
Культура оценочной деятельности учителя анализируется как интегративное качество личности, которое отражает способность учителя к оценочному суждению, основываясь на выбранных критериях сопоставления заявленной цели и реализованных метапредметных, предметных и личностных результатов учащихся.
Итак, культура оценочной деятельности учителя – вид культуры, присутствующий как элемент культуры педагогической деятельности, педагогической культуры, профессиональной культуры педагога.

Заключение и вывод

Таким образом, какие бы реформы осуществлялись в образовании, в результате они все смыкаются на учителе, которому всегда отводилась главная роль в воспитании подрастающего поколения, которое способно жить с окружающей средой и себе подобными в гармонии.
В современной школе, когда основной задачей учителя является всестороннее содействие развитию и становлению индивидуальности, основополагающим принципом обучения позиционируется внимание к внутреннему миру ребенка, его потребностям и интересам, обогащение духовного потенциала воспитанников. Появляется необходимость в учителе-профессионале, который способен учитывая меняющиеся социально-экономические условия и общую ситуацию в системе образования выбрать наилучшие способы организации педагогического процесса, спрогнозировать результат, сформировать собственную педагогическую концепцию, основой для которой служит вера в себя, вера в реальную возможность развития личности каждого ученика.
При усилении демократических начал в организации образовательного учреждения на всех этапах его развития на главное место ставилась проблема поиска эффективных способов и путей реализации контрольно-оценочной функции педагога. Проблема изменения контрольно-оценочной деятельности не нова, но актуальна.
Необходимость кардинального изменения самого подход к процессу оценивания каждого ученика безусловна. Необходимая основа контрольно-оценивающей деятельности - это качественная сторона процесса образования. Это важно при организации как воспитательного, так и учебного процесса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ