Третейский суд: статус и полномочия

Цели и задачи

Цель работы – дать характеристику третейских судов.

Введение и актуальность


Третейские суды ad hoc имеют специальное назначение, так как такие суды создаются для рассмотрения отдельного спора. Между третейскими судами для разрешения конкретного спора и постоянно действующими третейскими судами существует главная разница лишь в том, что при передаче дела в соответствующий третейский суд ad hoc, стороны должны сами определить порядок формирования суда и непосредственно процедуру рассмотрения спора. После вынесения решения по делу суд прекращает свое существование. Таким образом, рассматривая дело в третейском суде ad hoc, стороны сами создают условия для разрешения спора, а не автоматически подчиняют себя порядку и процедуре, которые существуют в постоянных третейских судах. В России существуют такие суды, однако сам институт третейских судов недостаточно развит. Третейский суд ad hoc — это третейский суд, состав которого формируется для рассмотрения одного конкретного дела и который прекращает свое существование после вынесения решения. Наименование «третейский суд ad hoc» (от лат. — на данный случай). Такое наименование данному третейскому суду было дано австрийским юристом Ламмашем. Для более четкого представления о третейских судах можно выделить отличия третейского суда ad hoc от постоянно действующих третейских судов. 1. Сразу же можно найти первое различие между данными судами в правилах третейского разбирательства. В постоянно действующих третейских судах споры разрешаются на основании определенных регламентов, положений и других актов, которые учреждаются организациями — учредителями третейского суда. В третейском суде ad hoc нет определенных правил третейского разбирательства. Этот пробел решают спорящие стороны, устанавливая свой порядок разрешения спора, либо же используют правила, установленные в регламентах постоянно действующих третейских судов. 2. Второе отличие в правилах формирования состава суда. В п. 2 ст. 19 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» содержится норма, которая говорит о том, что третейский суд для разрешения конкретного спора не руководствуется правилами при формировании состава суда для разрешения конкретного спора. 3. Третейский суд для разрешения конкретного спора не имеет определенного места нахождения, где происходило бы администрирование его деятельности. Так как по международному опыту управление третейским судом — весьма существенная поддержка для деятельности третейского суда. 4. Суды для решения конкретного спора отличаются своей мобильностью, практически не вовлечены в бюрократические процессы. Споры разрешаются быстро и эффективно. 5. Если стороны не могут сформировать третейский суд ad hoc, достичь согласия, то все вытекающие негативные последствия возлагаются на стороны. И в таком случае дело рассматривается в государственном суде. На основе вышеперечисленного, можно прийти к выводу, что третейский суд ad hoc имеет много преимуществ. Например, кандидатуры состава третейского суда ad hoc, единоличный судья выбираются сторонами, а не из списка, что говорит о неподкупности суда и не возникает подозрений, что на судей было оказано давление и другие воздействия со стороны администрирующего органа постоянно действующих третейских судов. Поскольку кандидатуры третейский судей, кроме председателей составов избираются сторонами, то можно говорить о компетенции и профессиональности выбранных юристов, адвокатов. Председатель же третейского состава избирается из числа третейских судей ad hoc, он избирается двумя третейскими судьями. Существует «Положение о Компетентном органе третейского суда – ad hoc» и «Правила третейского разбирательства — ad hoc», утвержденные Международной Академией Арбитража. В данных документах обозначено рассмотрение спора в течение трех заседаний третейского суда, по срокам до трех месяцев с момента поступления искового заявления, решение состава третейского суда окончательно и обжалованию по существу спора не подлежит, состав третейского суда избирают стороны из тех лиц, кому они доверяют рассмотреть спор, а значит это будет честно, беспристрастно и в соответствии с требованиями и нормами российского и международного законодательства. Спор может быть рассмотрен без участия сторон в процессе рассмотрения, если они дают на это свое согласие. Спор будет рассмотрен в любом регионе, городе или районе на территории России. Состав третейского суда вынесет определение о проведении медиации (переговорной процедуры) в лице посредника — переговорщика, что из практики и во многих случаях приводит к мировому соглашению, утвержденному составом третейского суда и имеющего силу судебного решения, это очень важно, при осуществлении давних партнерских отношений, которые бывает нежелательно разрывать, да и как утверждают опытные юристы — «самое хорошее судебное решение, хуже самого плохого мирового соглашения», так как решение надо еще исполнить. Решение третейского суда может вступать в силу со дня его вынесения. Третейский суд для разрешения конкретного спора образуется в соответствии с Законом о третейских судах. Одно из требований — нечетный состав третейских судей. Остальные пункты определяют стороны. При коллегиальном разрешении спора необходимо высшее юридическое образование для председателя состава третейских судей. Судья, разрешающий дело единолично, должен иметь высшее юридическое образование. Судьей может быть физическое лицо полностью дееспособное, не имеющее судимостей и не привлекаемое ранее к уголовной ответственности. Конечно, и в третейских судах ad hoc существуют проблемы. Например, одной из проблем является существование криминальных третейских судов: выносятся решения по подложным документам, с нарушением процедуры. Однако это редко встречающееся явление. В основном, третейские суды по решению отдельного спора профессионально и беспристрастно решают споры. Оценка третейских судов ad hoc на сегодняшний момент положительная. Речь идет только о развитии третейских судов. Например, в Австрии, Сингапуре недавно приняли специальные меры, чтобы привлечь коммерсантов разрешать споры в третейских судах этих стран. В России развитие третейских судов не стимулирует даже ценовой фактор: за рубежом дорого судиться в государственных судах, а в России судиться в государственных судах дешевле, чем в негосударственных. В заключение можно сказать, что третейский суд эффективен. Он позволяет, к примеру, компании не выносить внутрикорпоративные споры за пределы группы, а также сокращать затраты. Предположение о том, что третейские суды ad hoc можно будет использовать для обхода жестких требований к институциональным третейским судам, опровергнуть не удается. Можно лишь прийти к мнению, что третейские суды ad hoc будут применяться как для положительных целей, так и для совершения действий криминального характера.

Заключение и вывод

Третейский суд выступает одним из самых ранних видов судов, который появляется еще в Древней Руси и существует до сегодняшнего времени. 15.12. 2015 был принят Закон «Об арбитраже» Государственной Думой в третьем чтении. Новый федеральный закон, регламентирующий порядок третейского судопроизводства в РФ, который сменил действующий закон «О третейских судах в РФ» подготовлен Министерством Юстиции и изменения существенно реформировали Российскую систему третейских судов и сам процесс третейского судопроизводства. Целью данной реформы являлось повышение требований к негосударственным третейским судам (их внутренним документам и внутренней организации), обеспечение государственного контроля создания и работы арбитражных учреждений, конкретизация критериев «арбитрабельности» споров, регламентирование порядка вынесения, оспаривания и исполнения решений арбитражей. Данная реформа предусматривает существенное усиление государственной роли в третейском судопроизводстве. В первую очередь это касается запрета на создание арбитражных учреждений при коммерческих организациях. Постоянно действующие арбитражные учреждения можно будет создавать только при некоммерческих организациях, по отношению к которым учреждения будут выступать как структурные подразделения, при условии получения разрешения в Правительстве РФ. То есть без такового разрешения осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения смогут лишь Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ. Получается, что на данный момент уже действующим третейским судам необходимо будет пройти процедуру перерегистрации, а в случае отказа в перерегистрации — организационно примкнуть к учреждениям, получившим разрешения, или функционировать в режиме суда, создаваемого под конкретный спор. Несмотря на то, что усиление роли государства в деятельности третейских судов будет связана в основном с организационными аспектами, в целом же реформирование должно привести к искоренению злоупотреблений формой третейского производства. Это в свою очередь будет способствовать повышению авторитета третейского суда в деловом сообществе, что в результате поможет разгрузить государственные суды. Новый Закон предусматривает целый ряд нововведений в рассматриваемой сфере. Они касаются независимости судов, квалификации судей и некоторых других вопросов. Как именно данные изменения отразятся на практике и будут ли дела в третейских судах рассматриваться быстрее, покажет время.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ