Централизованный контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров

Цели и задачи

Целью курсовой работы является анализ централизованного контроля за ввозом и вывозом лицензируемых товаров.

Введение и актуальность


Лицензирование как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности может быть направлено на осуществление двух целей: защитить национальные интересы, которые не связаны или косвенно связаны с экономикой (безопасность граждан, окружающей среды, здоровья, культурного достояния и т. д.), и защитить национальный рынок от излишнего импорта товаров и препятствовать возникновению дефицита отечественных товаров в конкретной стране.
В самом широком значении понятие «лицензия» означает специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензия - официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока. Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством РФ. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех российских участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
Лицензии выдаются Министерством промышленности и торговли, основанием выдачи служит разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Ранее решение о возможности ввоза (вывоза) опасных веществ и содержащей их продукции выдавалось Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Разрешение служба принимает на основе анализа документов, представляемых импортером (сертификат соответствия не входит в число обязательных документов).
В лицензии указывается основание для выдачи и наименование товара
(к примеру, в разовой лицензии № ЛР01307083000017 основание – «Решение
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № КП-23/1216 от 21.09.2007, наименование – «галогенизированные производные углеродов, содержащие только фтор и хлор, метана, этана или пропана, хладагент 142b»). Кроме того, в лицензии указываются: срок действия лицензии, данные о заявителе и продавце, код товара по ТН ВЭД, количество, статистическая стоимость, страна происхождения. По заявлению импортера лицензия регистрируется в таможенном органе, в котором будет проводиться таможенное оформление товара.
Копия лицензии представляется владельцем в подразделение таможни, к компетенции которого относятся вопросы нетарифного регулирования и экспортного контроля (отдел таможни копии лицензии), для регистрации ее в Журнале регистрации копий лицензий. Журнал ведется по установленной форме, его подписывает начальник (заместитель) таможни и подпись заверяется печатью таможни.

Заключение и вывод


Лицензирование относится к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование, как и другие виды нетарифных мер регулирования, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Также стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.
На уровне ЕАЭС существуют нормативные акты, как в целом устанавливающие нормы о нетарифном регулировании, среди которых элементом выступает лицензирование, так и конкретные нормы, регулирующие непосредственно перемещение лицензируемых товаров. Важное значение имеет то, что с 16 сентября 2012 г. вступил в силу «Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» и «Положение о применении ограничений», принятый решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08. 2012 № 134.
На национальном уровне также существует соответствующая нормативная база, в частности законы регулирующие вопросы таможенного оформления и таможенного контроля перемещения лицензируемых товаров, и непосредственно регулирующие ввоз и вывоз лицензируемых товаров.
В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров, ограниченных или запрещенных к ввозу/вывозу через таможенную границу ЕАЭС, необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ со странами импортерами и экспортерами. Также необходимо налаживать взаимодействие с другими государственными контролирующими службами, ассоциациями и с участниками ВЭД. Отсюда можно сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности не идеален и требует дальнейшего улучшения.
Для этого необходимо:
- поддерживать лицензирование как национальную меру государственного воздействия на внешнюю торговлю;
- необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговле;
- необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяется лицензирование; · упрощение процедуры получения лицензий и действий по перемещению лицензируемых товаров через таможенную границу ЕАЭС;
- необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ со странами импортерами и экспортерами.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ