Транспортное право «ответственность за нарушение обязательств воздушной перевозки»

Цели и задачи

Цель работы заключается в изучении и анализе правового регулирования договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, в действующем законодательстве Российской Федерации, а также выявление пробелов в воздушном законодательстве и определение путей их преодоления.

Введение и актуальность


Законодательство регулирует порядок приобретения проездных билетов, что является удостоверением договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом. Подтверждением заключения договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом, являются перевозочные документы – билет и багажная квитанция.
Указанные документы в большинстве случаев оформляются в электронном виде, что является электронным перевозочным документом.
При использовании электронного документа за пассажиром закреплено право – требовать выписку, а перевозчик обязан предоставить выписку, которая содержит условия заключенного договора.
Таким образом, договор перевозки пассажира воздушным транспортом оформляется в электронном виде, выписка свидетельствует о письменной форме договора, что вытекает из современных требований к перевозке пассажиров и багажа, осуществляемой воздушным транспортом. Электронные билеты имеют больше преимуществ, чем бумажные. Прослеживается неоднозначное мнение относительно данной формы авиабилета, которое связано с невозможностью «потрогать руками».

Заключение и вывод

Исследование заявленной темы работы позволяет сделать следующие выводы:
- Сторонами договора воздушной перевозки пассажира и багажа является перевозчик и пассажир. Отличительной чертой субъектов является то, что в качестве пассажира выступает только физическое лицо.
- Перевозка багажа неразрывно взаимосвязана с перевозкой пассажира и следует за ней.
-Воздушный и Гражданский кодексы РФ не устанавливают конкретных требований к форме договора перевозки пассажира и багажа, осуществляемого воздушным транспортом.
Данный договор подтверждается перевозочными документами – билетом и багажной квитанцией, форма которых устанавливается Минтрансом России. Данные документы могут быть оформлены в электронном виде – электронный перевозочный документ. Форма перевозочных документов устанавливается Минтрансом РФ.
- На практике существует проблема привлечения к ответственности перевозчика за задержку рейса, а также вопросов регулирования взаимоотношений пассажира и перевозчика. Основная проблема состоит в том, что вопросы о задержке вылета рейса на законодательном уровне урегулированы минимально и судьи, при разрешении спора порой не могут объективно оценивать законность задержки вылета, так как не являются специалистами гражданской авиации. В связи с этим существует противоречивая практика.
- Воздушный кодекс РФ не содержит положений, определяющих порядок и меры ответственности перевозчика при осуществлении международных перевозок воздушным транспортом, что является недостатком в действующем законодательстве.
- Ответственность пассажира регламентирована минимально.
Для пассажира предусмотрено меньше мер ответственности, чем для перевозчика воздушным транспортом. Данное положение нарушает принцип справедливости. Возникает необходимость в уравновешивании правового положения сторон договора воздушной перевозки.
- Воздушным кодексом РФ не предусмотрена компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком, поэтому к неурегулированным специальным законом правоотношениям подлежат применению нормы Закона РФ «Защите прав потребителей».
- В последнее время участились случаи недисциплинированного поведения пассажиров на рейсах большинства авиакомпаний.
У авиакомпаний прослеживается ограничение права в возможности воздействия на недисциплинированного пассажира.
В связи с отсутствием законодательной базы авиакомпании не имеют права использовать в отношении нарушителей штрафы и вносить в «черные списки». Штрафы к пассажиру ограничены ценой договора перевозки, осуществляемого воздушным транспортом. Гражданский кодекс РФ устанавливает за авиакомпанией право на защиту своих прав путем предъявления претензии к пассажиру или на защиту прав в судебном порядке. Но бремя доказывания снова лежит на перевозчике и порой не просто оценить ущерб в денежном эквиваленте.
Следовательно, главной проблемой является сложность привлечения к ответственности недисциплинированного пассажира, так как стандарты поведения пассажиров у каждой авиакомпании являются локальным актом.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации нуждается в его переосмыслении и приведении в соответствие с современными условиями и требованиями, которые следуют из сферы воздушных перевозок, а также правоотношений складывающихся между пассажиром и авиакомпанией при реализации договора воздушной перевозки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ