Теоретические основы формирования познавательной активности младших школьников.

Анализируя актуальность формирования активности личности, В.Лозовая отмечает: «Познавательная активность личности является условием ее духовного развития. Овладение духовной культурой общества заметно влияет на иерархию потребностей, мотивов, интересов субъекта, что, в свою очередь, обусловливает качество не только профессиональной работы, но и характер занятий в свободное время, что представляет собой, с одной стороны, условия для удовлетворения духовных потребностей личности, а с другой — является средством ее самореализации, самовыражения»[23, с.3]. Таким образом, личность формируется и в определенной микросреде, налаживая отношения с непосредственным окружением: семья, коллектив, друзья, средства массовой информации и др. Отсюда на нее влияют внешние и внутренние, объективные и субъективные факторы. Внутренним источником познавательной активности является познавательная потребность в приобретении новых знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества и самовыражении.
Именно на духовные потребности акцентирует внимание А. Ковалев: «Духовные потребности — это специфические человеческие формирования, они характеризуют высокий уровень развития личности. Потребность в познании действительности, природной и социальной, обеспечивает человеку, наряду с другими условиями, свободу и открывают путь к творчеству» [16, с.131].
Содержание познавательных потребностей раскрыл Ю. Шаров. Ученый определил необходимые для ориентировочно-ознакомительной деятельности, для приспособления к природной и общественной среде знания и способы познавательного действия, научные знания, которые необходимые для творческой преобразовательной деятельности, и потребность в самой познавательной деятельности [23, с.26].
Опираясь на концепцию постадийного развития ребенка (по А.Леонтьеву), А. Розенберг подчеркивает необходимость в знаниях как главной и основных ступенях, которые проходит в своем развитии познавательная активность учащихся, каждый из которых отмечается количественными и качественными изменениями. Это такие степени: любознательность, вызванная первичным интересом к учебе и потребностью в познании окружающей действительности; ответственное отношение к учебным занятиям, обусловленное общественно значимыми мотивами; познавательная самостоятельность; увлеченность наукой и техникой, стремление к научному поиску, к творчеству, изобретений и открытий [30, 56]. Таким образом, между отдельными ступенями развития познавательной активности существует последовательная диалектическая связь. Ведь каждая следующая ступень включает в себя элементы предыдущей и опирается на него.
Познавательный интерес, который является формой выражения внутренних познавательных потребностей, мотивов и, который характеризуется избирательным отношением к объекту, выделяет Г. Щукина, утверждая, что удовлетворение потребностей субъекта предусматривает определенные мотивы, внутреннее побуждение к деятельности, интерес [43, с.102 — 103]. При всем разнообразии процессов, участвующих в формировании познавательного интереса, они не являются изолированными. Речь идет о своеобразном многоаспектном взаимодействии мысли, воли, внимания, эмоций, воображения — всех процессов, отражающих состояние сознания и деятельности, поэтому, если в познавательном интересе так сильно и глубоко выражены важнейшие психолого-познавательные процессы и состояния человека, школьника, то, вероятно, естественным должно быть стремление учителя опираться в учебном процессе на познавательные интересы учащихся, максимально использовать их потенциальные возможности для совершенствования обучения, воспитания, формирования и развития личности.
Итак, в разные возрастные периоды развития на потребности и мотивы личности влияет вся совокупность объективно существующих физиологических, психологических и социальных. Это воздействие несет в себе индивидуальное содержание и имеет определенные границы. Например, ситуативное любопытство может вызвать сначала кратковременный интерес к объекту изучения, любознательность — к активности в познавательной деятельности, потребность в ней — к овладению теоретическими знаниями и практическими умениями, опытом для достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, активность самой личности играет важнейшую роль в ее развитии, формируется под воздействием среды и воспитания и зависит от возрастного периода становления человека. В этом причина актуальности до сих пор проблемы формирования и развития познавательной активности младших школьников, несмотря на большое количество исследований по детской психологии и возрастной педагогике.
2. Особенности познавательной активности младших школьников

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ