исследовать особенности адаптации зарубежных телеформатов в российском медиапространстве

Цели и задачи

Цель исследования: исследовать особенности адаптации зарубежных телеформатов в российском медиапространстве.

Введение и актуальность


Таким образом, передача, которая не является форматом, также имеет устойчивые, постоянно повторяющиеся элементы, на основе которых в разных выпусках могут производиться другие, временные составляющие. Следовательно, простой комбинации постоянных и переменных элементов недостаточно для того, чтобы отличить телеформат от других телепередач.
Р. Мидоу и А. Моран сходятся в одном мнении, что же на самом деле «представляет» из себя телевизионный формат.
Формат телевизионной передачи – это комплексный объект, который имеет несколько различных составляющих. Прежде всего, он содержит описание идеи, концепции, цели телепередачи, ее основных компонентов и принципов их взаимодействия, то есть, своеобразное резюме, которое может дать общее представление о телепередаче, ее основе и сюжете.
Также формат включает перечень всех действий, которые необходимо осуществить для производства телепередачи. Он содержит сценарий, описание основной и дополнительных сюжетных линий, правила игры или конкурса, сюжетные ходы и варианты развития событий. В формате дается описание главных действующих лиц – ведущих, судей, экспертов и так далее, критерии отбора участников шоу, детализируется художественное оформление, декорации и специальные конструкции.
К документации прилагается и подробный синопсис – краткое или более подробное изложение содержание шоу, проекта, в который включаются все событийные моменты. В текст синопсиса, как правило, включают такие элементы:
Основная сюжетная линия, истории героев.
Кто может быть главными героями проекта, их основные особенности (характер, принципы взаимодействия).
Какова цель создания проекта и что нужно донести аудитории (основной смысл).
Описание локации, где должны происходить основные действия/события.
В формат могут быть включены (дополнительно): режиссерская постановка определенных драматических моментов, операторская постановка, порядок использования звукового сопровождения и световых эффектов, то есть, информация обо всех элементах телепередачи, доступных для визуального и слухового восприятия зрителями. Все эти сведения представляются в виде текстуального описания и обычно сопровождаются фотографиями, рисунками, чертежами, графическими изображениями.
Кроме того, в формате прописываются и закадровые элементы – техническая часть разработки телепередачи. Это исчерпывающая информация о техническом персонале, оборудования и материалы, которые нужны для съемки передачи, то есть все те детали, которые обеспечивают оптимальное и эффективное производство телевизионного проекта (вплоть до размещения декораций и реквизита за пределами телевизионной студии).
Также в формат могут быть включены консультационные услуги, которые будет предоставлять та компания, которая владеет этим телевизионным форматом. В этом плане, телевизионный формат представляет собой комбинацию коммерческих услуг, которые нужны для предоставления услуг на глобальном рынке.
Исходя из этого, телеформат может содержать и фонограммы музыкальных произведений, звуковых и компьютерных эффектов, графические элементы с логотипом программы, схемы или чертежи специальных конструкций, сценарии отдельных выпусков телепередач и другие объекты, которые нужны для успешного создания проекта.
В целом, представители американских телевизионных медиахолдингов, выделяют четыре этапа, по которым необходимо осуществлять покупку и адаптацию формата:
Первый этап связан с идеей программы. Проводится исследование идеи, на предмет того, реализована ли уже эта идея и есть ли возможные сходства с другими телеформатами. При наличии сходства проводятся переговоры с производителями по вопросам получения разрешения или продажи подобного формата.
Второй этап связан с созданием телеформата на бумажном носителе. Объем такого формата – до 70 страниц, где отмечают отправные точки производства формата.
Третий этап связан с разработкой бизнес-плана по созданию формата программы. На этом этапе к формату добавляют более конкретные элементы: музыку, сценографию, элементы компьютерной графики. Именно это обеспечивает уникальность определенного формата и предоставляет возможность воспроизвести такую программу в другом медиапространстве.
Четвертый этап связан с отработкой конкретных эпизодов. На этом этапе все блоки, характеризующие формат на третьем этапе, наполняются конкретным содержанием. И именно на этом этапе завершается создание телеформата, с реальными действующими персонажами, участниками, ведущим, музыкальным сопровождением и тому подобное.
Таким образом, можно говорить о том, что телеформат – это многокомпонентное явление, составляющие которого имеют разную природу (в том числе и правовые аспекты). Это не может быть одна идея проекта, телеформат – это объект, имеющий большое количество элементов, формирующий единый медиапродукт.
Также стоит отметить, что: во-первых, телеформат – это не разовое действие, а процесс, который должен иметь свое начало и конец во времени. Во-вторых, каждая стадия создания телеформата может характеризоваться своим субъектным составом. В-третьих, каждая стадия телеформата характеризуется своим результатом, который при определенных условиях может быть самостоятельным продуктом и стать товаром.
Важно понимать, что телеформат является результатом интеллектуального труда, в целом его можно рассматривать как интеллектуальный продукт, который имеет свои уникальные характеристики. Для своего внедрения они требуют сравнительно быстрых инноваций продукта через их, как правило, очень короткий «срок годности».

Заключение и вывод

Проанализировав в рамках исследовательской работы особенности адаптации зарубежных телеформатов, а также выделив факторы успеха адаптированных передач для отечественной аудитории, необходимо отметить, что современные адаптации позволили значительно улучшить качество развлекательного контента в информационном поле.
В ходе работы нами было дано определение телевизионного формата, выявлены правовые особенности адаптаций зарубежных программ для российского телевизионного рынка. Мы пришли к выводу, что концепция и определение формата, которые предложил А. Моран являются наиболее актуальными для современной медиандустрии.
Рассмотрев правовые аспекты адаптации зарубежных форматов, стоит отметить, что правовые вопросы решаются локально, на территории тех государств, где возникает конфликт. Так, наиболее «защищены» странами в плане регулирования вопроса адаптации программ являются Испания и Германия. В России, на данный момент, существует исчерпывающие количество пунктов в Законе, которые могли бы решить правовой спор относительно адаптации телевизионного проекта.
На примере четырех программ (успешных и провальных адаптаций), мы выявили принцип работы с оригинальным контентом. Как показал анализ шоу «Фактор А», полная переработка контента по «открытому» типу является заведомо неэффективной, «провальной» стратегией, несмотря на то, что был сделан акцент на присутствии популярных звезд из российского шоу-бизнеса, которые должны были привлечь аудиторию. Изменение фирменных элементов, концепции, сценария, привело к тому, что шоу стало не рейтинговым.
В успешных адаптациях («Голос», «На ножах») все характерные элементы оригинального шоу были сохранены: характерный состав ведущий, сценарий, принцип съемки, «оформление» кадров, сохранена внутренняя драматургия, композиционно-графическая модель.
Не менее важным является учет культурно-идеологических особенностей аудитории. В каждой из успешных передач делался акцент на национальных особенностях, что, несомненно, сделало аудиторию более лояльной. Таким образом, гипотеза исследования о том, что при адаптации телевизионных форматов для российской аудитории учитываются мультикультурные и национальные особенности медиапотребления контента, была подтверждена.
Исходя из выявленных проблем в адаптации зарубежных телеформатов, мы разработали практические рекомендации для работников медиаиндустрии, осуществляющих свою деятельность в исследуемом сегменте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ