Теоретические основы деятельности педагога-дефектолога в условиях центра содействия семейного воспитания

Цели и задачи

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических рекомендаций по совершенствованию процесса работы педагога-дефектолога в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Введение и актуальность


Многомерность субъекта социально-педагогической деятельности отмечают многие теоретики и практики. Данное положение обусловлено с одной стороны множеством задач социально-педагогической деятельности, направлений их реализации, которые в свою очередь определяются социальными проблемами клиентов, с другой стороны отсутствием единых позиций на сущность социально-педагогической деятельности, теоретической неопределенностью ее научных основ ввиду начального этапа становления как отрасли научного знания.
В частности, в работе М. В. Шакуровой выделяется три уровня учреждений, специалисты которых могут решать задачи социально-педагогической деятельности [3]:
—первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специалисты социальнопедагогических центров системы социально защиты населения и др.);
—сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
—оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и др.).
Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс решения большого числа задач разного типа и уровня. Важным является вопрос классификации задач социально-педагогической деятельности. Он нашел отражение в работах Н. В. Кузьминой, А. И. Мищенко, Л. Ф. Спирина, И. Ф. Исаева и др. авторов. Мы будем группировать профессиональные задачи социального педагога исходя из времени их решения и видов деятельности специалиста. По временному признаку задачи профессионально-педагогической деятельности подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Как отмечает И. Ф. Исаев [4], стратегические задачи, вытекая из общих целей образования, существуют в виде идеальных представлений о качествах человека, результатах образовательного процесса и т.д.
Стратегические задачи социально-педагогической деятельности определяются социальным заказом общества к специалисту, определяют исходные цели и конечный результат его работы. Тактические задачи конкретизируют стратегические цели социально-педагогической деятельности в соответствии с конкретными условиями деятельности специалиста, особенностями решаемой проблемы, этапом его деятельности.
Оперативные задачи представляют собой ближайшие, непосредственные задачи профессиональной деятельности социального педагога. Принимая во внимание, что тактические и оперативные задачи определяются каждым специалистом исходя из особенностей его деятельности, поэтому могут иметь чрезвычайно большое количество вариантов, мы выделим стратегические задачи профессиональной деятельности социального педагога. Конкретизация же тактических и оперативных задач социально-педагогической деятельности зависит от множества факторов, среди которых могут быть:
—особенности контингента обучающихся;
—специфика педагогического коллектива;
—тип учебного заведения или организации, его ведомственное подчинение, организационно-правовая форма; внешние и внутренние руководящие документы на основе и в соответствии с которыми функционирует данное учреждение;
—традиции учреждения;
—образовательно-воспитательный, развивающий, оздоровительный, социокультурный потенциал района расположения;
—установившиеся связи с государственными и общественными организациями, частными лицами, семьями обучающихся (клиентов);
—микросоциальные условия, на основе которых развивается совместная деятельность обучающихся (клиентов) и специалистов и др.

Заключение и вывод


Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время профессия дефектолога играет колоссальную роль, поскольку именно дефектолог способен решить проблемы психического развития ребенка и помочь ему социализироваться и стать полноценным членом современного общества.
Педагог-дефектолог – специалист, на которого возлагается обширное количество задач, касающихся создания благоприятных условий, в которых любой ребенок сможет адаптироваться к окружающей среде, восстановить когнитивные и познавательные функции, получить жизненно необходимые навыки и научиться применять их. Следует обратить внимание, что компетенция педагога-дефектолога шире, чем у обычного воспитателя, школьного учителя и даже психолога, поскольку ему нужно учитывать сразу несколько факторов, которые влияют на психическое развитие: это и физиология, и наличие (отсутствие) предпосылок к отклонениям, связанных со средой, в которой воспитывался человек.
Благодаря появлению такой профессии, как педагог-дефектолог, значительно расширился круг возможностей социально-педагогической и социально-психологической работы.
Особую роль педагог дефектолог играет в процессе работы с детьми-воспитанниками центра содействия семейному воспитанию. Это обусловлено тем, что, как правило, его воспитанниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети из неблагополучных семей. Данные условия могут существенно повлиять на процесс развития ребенка, а его психика пострадать от потрясений, связанных с утратой родителя.
В группе риска находятся дети, которые воспитывались в детских домах с самого рождения либо с очень раннего возраста. Зачастую они просто лишены возможности социализироваться и социально адаптироваться, а также самостоятельно существовать в обществе.
Задача педагога-дефектолога в центре содействия семейному воспитанию – как можно раньше выявить отклонения в психическом развитии детей и помочь им побороть препятствия к нормальному процессу адаптации. Кроме того, педагог-психолог способен оказать серьезную поддержку детям с ограниченными возможностями и оставшимися без попечения родителей, повысив их самооценку и обучив самостоятельно выполнять жизненно-необходимые функции.
Проведенное исследование показало, что довольно эффективными при работе с детьми в условиях центра содействия семейному воспитанию являеются методы и приемы арт-терапии. Это можно объяснить тем, что творческая работа позволяет комплексно подойти к решению сразу нескольких проблем, возникших в результате отклонений в психическом развитии. Так, арт-терапия позволяет развивать мелкую моторику, пространственное мышление, креативность и социализировать детей, объединяя их в группы для совместного творчества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ