Использование занимательного материала на уроках русского языка в начальной школе

Цели и задачи

Цель работы – обоснование использования на уроках русского языка занимательного материала как средства развития учебного интереса у младшего школьника.

Введение и актуальность


В системе занимательного материла особое место занимают кроссворды. При работе с ними школьники соревнуются с «самим собой», соревнуются черты характера: охота с нежеланием что-либо делать, работоспособность с ленью, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением, любознательность с безразличием. Победа и успех положительных черт характера ученика над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими школьниками.
По мнению Ш. Ш. Хидирова, «если на уроках русского языка посмотреть на характер познавательного интереса, то ученики более любят интеллектуальные игры. Это в основном старательные, хорошо успевающие дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Обусловлено это психологической особенностью учащихся и инстинктом человека самоутвердиться. Решая кроссворды, данные качества ребенок может проявить. Отгадка даже одного слова в целом кроссворде – это уже удача, успех, это приносит радость, а также появляются уверенность в своих силах, положительные эмоции, чувство интеллектуальной полноценности, возникает желание отгадывать и искать другие слова, актуализируется познавательный интерес».
Кроссворды просты в использовании. В них правила оговорены заранее, все, что необходимо для выполнения, имеется. Ученик может решать кроссворд один, при этом его работа не будет зависеть от других детей, то есть ему предоставляется максимум самостоятельности. Самостоятельная работа – важный путь освоения учениками знаний, умений и навыков, в котором осуществляется завершающий и важный этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Как процесс обучения самостоятельная работа выполняет функции образования и воспитания черт личности, таких как трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, уверенность в собственных силах, также развивает наблюдательность, самоконтроль, умение выделять главное; самостоятельная работа может быть способом проверки, источником знаний, закрепления и совершенствования их, а по отношению к навыкам и умениям выступает одним из путей их формирования.
Кроссворд – это самопроверка, занимательный текст, контроль своих знаний. Роль кроссвордов в обучении заключается в том, что в игровой ситуации позволяет процесс усвоения новых знаний интенсифицировать, а положительные эмоции, которые возникают в процессе разгадывания кроссвордов у детей, кроме того способствует предупреждению перегрузки учеников, обеспечивают формирование интеллектуальных и коммуникативных умений.
Организующая и развивающая роль кроссвордов заключается в том, что при решении ученикам приходится без принуждения работать с учебниками, справочниками, словарями, энциклопедиями, пособиями. Спрашивая значения неразгаданных и непонятных слов в кроссвордах, школьники заставляют учителей, родителей задуматься и включиться в учебную деятельность. Так создаются условия для плодотворной организации свободного времени родителей и детей.
Составление кроссвордов – непростое дело. Труднее обычных составление тематических кроссвордов, так как запас слов ограничен конкретной темой урока.
При составлении кроссвордов следует придерживаться дидактического принципа научности содержания и доступности его для учащихся. Следует также взаимосвязь и соответствие содержания кроссворда и процесса разгадывания.
Для поддержания интереса к данному виду занимательного материала следует придумать новые формы загадывания слов, разнообразить формы кроссвордов.
Многообразие кроссвордов делят по двум признакам: оформление и содержание. По оформлению выделяют: сканворд, чайнворд, бесконечный, обратный, русский, фигурный, рисунок, словарный, круговой, объемный, косой. По содержанию – алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, тематический, полиглот, с фрагментами, юмористический, рассыпной, ребусный, слогокроссворд, кроссворды с нестандартным заполнением, символьный, двухбуквенный и другие. На уроках русского языка могут быть использованы игры. Языковые игры развлекательны, однако всегда имеют дидактический элемент, который достигает часто высокого уровня.
Игры подвергаются классификации и оценке. Различают игры по видам деятельности: игры, в основе которых положено наблюдение; игры на изобретение новых структур, на конструирование; творческие игры. Классифицируют игры по языковому материалу: грамматические, буквенные, словесные.
На сегодняшний день создано большое количество пособий по игровым методикам: игры на сообразительность, игры в слова, «хитрые» задачи, картинное и словесное лото, лестницы слов, колеса и суффиксов приставок, а также материалы для олимпиад и викторин, задачи на разгадывание фразеологических единиц и пословиц, на многозначность слов, заданий на комментирование и подбор синонимических групп, омонимов, паронимов, антонимических пар.
Таким образом, применение языковых игр, кроссвордов и другого занимательного материала может использоваться в учебном процессе, дополнять его, но не может стать основной формой работы.
Занимательных заданий множество, это поможет даже слабому ученику проявлению и появлению желания заниматься русским языком, кроме того это повысит успеваемость младшего школьника. Приложение 2.
Таким образом, проанализировав литературу, мы пришли к выводу о том, что занимательный материал разнообразен. Его использование на уроках русского языка важно. При этом с каждым разом можно применять новые задания обогащать тем самым речь учеников, развивать познавательный интерес к предмету «Русский язык», самостоятельную деятельность, индивидуальные склонности, потребность к самообразованию.

Заключение и вывод

Познавательный интерес – стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. С помощью познавательного интереса формируется любовь к учебным занятиям, чтению книг, труду, технике.
У младших школьников слабо развит познавательный интерес, так как их привлекают только яркие образы, причем ознакомившись с новым предметом, интерес угасает, поэтому детей необходимо удивлять чем-то новым.
Содержание предмета русского языка позволяет школьникам усвоить необходимые умения, знания и навыки, научить их писать и читать, приобрести умения правильно выражать свои мысли и думать, воспитывать нравственные качества личности.
Занимательный материал может быть разнообразным, поэтому учитель должен на каждом уроке русского языка применять игры, загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, тем самым активизировать познавательный интерес к данному предмету.
В период обучения в начальной школе ребенок должен узнать обо всем мире как можно больше. Поэтому, если отыскать правильные подходы, обучение русскому языку из утомительной и сложной необходимости превратиться в интересное путешествие в мир знаний. При этом основную роль сыграет здесь занимательный материал, который представляет собой сильный психологический фактор адаптации ученика в учебном пространстве.
Такие элементы как стремление при выполнении задания преодолевать трудности, концентрация внимания, поиск путей для решения задания, активность, самостоятельность, увлеченность, при вовлечении в процесс обучения занимательных средств формируются быстрее. Особо необходимо отметить систематическое использование занимательного материала на уроках русского языка. Это заставляет школьников погрузиться в процесс обучения, содействует сокращению адаптационного периода, а также снижает стрессогенный фактор, что позволяет детям, которые отличаются повышенной тревожностью, в полной мере продемонстрировать истинные способности.
Уже в начальной школе формируется интерес у учащихся к учебным предметам, а также выявляются склонности к разным областям знания, видам труда, развиваются познавательные и нравственные стремления. Но данный процесс осуществляется не автоматически, а связан с активизацией познавательной деятельности, развитием самостоятельности школьников в процессе обучения.
Поэтому если на каждом уроке русского языка в начальной школе будет использован разный занимательный материал, то обязательно будет развиваться познавательный интерес к предмету (родному языку) и, возможно, в будущем повысится также и уровень культуры речи людей.
Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод, что занимательность нужна для начальной школы, при этом использовать ее необходимо систематически, на всех этапах урока, а также включать разные виды деятельности учащихся, кроме того применять занимательность для изучения сложного для понимания материала. Следует разрабатывать комплексы заданий по конкретным темам для систематизированного использования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ