Тема: Положение женщин в семье и обществе в гомеровской Греции. Женские образы в поэмах Гомера

Цели и задачи

Цель работы: изучить положение женщин в семье и обществе в гомеровской Греции.

Введение и актуальность


В некотором смысле Пенелопа – древний прообраз «суперженщины», идеала, к которому стремятся многие наши современницы. Она способна на верность в любви, и в то же время она обладает силой, изобретательным умом, творческим воображением, неутомимой энергией, благодаря чему вполне в состоянии править собственным миром по собственным законам и не нуждается в сильном мужском плече или социально приемлемом ярлыке «жена», чтобы стать полноценной и самодостаточной личностью.
Итак, Пенелопа – одно из главных действующих лиц «Одиссеи» идеал женского благородства и супружеской верности. Во время двадцатилетнего отсутствия Одиссея Пенелопа всяческими хитростями отдаляла ответ на предложения домогавшихся ее руки представителей местной знати.
Сначала Пенелопа обещала выбрать себе нового мужа, после того как закончит ткать покрывало на гроб своего свекра, отца Одиссея, Лаэрта, чтобы, по обычаю, когда тот умрет, подготовить отцу мужа достойные похороны. Однако ночью Пенелопа распускала все, что успевала наткать в течение дня. После того как предательство служанки раскрыло обман, женихи принудили Пенелопу закончить работу.
Тогда, по решению Афины, Пенелопа объявила, что станет женой того, кто выйдет победителем в стрельбе из лука Одиссея, надеясь, что никто не сможет даже натянуть тетиву этого богатырского лука. В решающий день состязания явился Одиссей и истребил женихов.
Сюжет – возвращение долго отсутствовавшего супруга ко дню свадьбы своей жены – распространен в легендах разных народов. Сцена встречи Пенелопы с Одиссеем и опознание его (она признала мужа, убедившись, что он знает тайну, известную только им двоим) – одно из самых поэтичных мест в «Одиссее» Гомера.
Она остается до конца верной своему мужу. Гомер восхищается своей героиней, поэтому и делает финал счастливым для нее – преданная жена дождалась мужа, сохранив и дом, и семью.
Образ Елены наделен необыкновенной красотой, она – дочь верховного бога Зевса и смертной женщины Леды, жена Менелая, похищенная сыном царя Трои Парисом. Из всех персонажей «Илиады» Елена в наибольшей степени воплощает идею пассивности человека, его зависимости от высших сил. Елена не по своей воле покинула дом царя Спарты Менелая, а повинуясь повелению богов и прежде всего Афродите, которая принуждает ее подчиниться желаниям своего любимца – Париса, и стать его женой.
У Гомера почти нет никакого изображения внутренних переживаний героя, о них мы можем лишь догадываться. В поэме не говорится о любви Париса и Елены, но все же она с ним уезжает. Не описываются их отношения и дальше, хотя Парис не желает отдавать Елену мужу, пусть это и грозит гибелью Трои, поэтому мы можем только строить догадки о его чувстве.
Характеризуя образ Елены, необходимо отметить, что она в наибольшей степени воплощает идею пассивности человека, его абсолютную зависимость от высших сил. Нужно отметить, что она не по собственной воле покинула дом царя Спарты Менелая, а повинуясь воле богов и в первую очередь – Афродиты, какая принуждает Елену подчиниться желаниям любимца богини – Париса, и стать его женой.
Похищение Елены – это повод к войне, где несколько вождей греческих племен, объединившись, решают отомстить за Менелая. Елена стала причиной смерти множества воинов, как троянцев, так и греков и, соответственно, вызывала ненависть у народов. Ахилл с сожалением восклицает: «Ради презренной Елены сражаюсь я с чадами Трои!» [Гомер «Илиада». // М.: Правда, 1985. – C. 48].
Елена подчиняется воле богов, не собираясь сражаться за свою судьбу. При этом она продолжает роптать на свою долю.
Образ смертной женщины, которая, по словам Гомера, «истинно вечным богиням красою подобна», но является как раз из-за всего этого причиной ужасных бедствий, олицетворяет присущее древним представление о том, что в существующем мире людей недостижимо абсолютное совершенство, а всякое приближение к нему становится карой практически для каждого его носителя.
Таким образом, сам Гомер считает, что Елена своей красотою подобна богиням, но в то же время ясно осознает, что в мире нет абсолютного совершенства, а всякое на него посягательство, становится карой для его носителя.

Заключение и вывод

В гомеровский период развития страны семейный быт зачастую основывался на моногамных отношениях. Семья – это главная основа жизни греческих поселений. При этом сыновья были предпочтительнее девочек, и люди серьезно относились к усыновлению – приемный сын получал те же права, что и родной.
Женщины в семье подчинялись мужу, как и во всех последующих эпохах. Мужчина, выбрав себе невесту, договаривался о браке и стоимости выкупа, какой всегда давался для уплаты за будущую супругу, с ее отцом. Отсюда видно, что именно мужчина был инициатором заключения брака.
Выкуп, в основном, состоял из какого-либо определенного количества голов скота и возвращался в том случае, если супружеская пара впоследствии распадалась. В ряде случаев за девушку даже организовывали аукцион, а сама свадьба протекала очень тождественно –гости пели песни, танцевали и т.д.
Главой семьи был, безусловно, муж и отец, и его власть над женой и детьми была весьма сильной. В определенных случаях он имел право распоряжаться их свободой и жизнью, о чем говорят поэмы Гомера.
Нужно сказать о том, что если у жены были родственники мужского пола, могущие за нее заступиться, в случае грубого обращения мужа с супругой, то тогда она обладала высоким уровнем почета, управляла женской челядью и называлась «госпожой», а также она следила за хранением домашних запасов и расходом имевшихся средств. Но если жена вела себя непристойно, то муж вправе был потребовать развод.
О незавидном положении женщины говорит и то, что даже взрослый сын, ставший главой семьи, мог повелевать своей матерью. Из-за бедноты отец продавал дочерей, а брат – сестер.
Характерной особенностью греческих семей было то, что за действия любого ее члена отвечала вся семья. Что же касается воспитания, то мальчиков воспитывал отец, хотя зачастую могло быть и так, что эта обязанность перекладывалась надоверенного слугу, девочки же оставались с матерью. Она должна была подготовить их к будущей супружеской жизни: научить вести домашние дела и заниматься женскими ремеслами. Для них однообразие жизни в доме прекращалась только по праздникам – с пением и танцами.
Центром семейной жизни являлся, конечно, дом, который делился на мужскую и женскую половины. Мужская часть была предназначена для пиршеств и приемов гостей, а в женской жена следила за работой рабынь.
Если говорить о юридическом статусе женщин, то она не могла, к примеру, брать в долг денег на сумму, превышающую стоимость половины гектолитра зерна. Женщина обязана была иметь покровителя-опекуна, который и представлял ее интересы перед обществом. Сначала это был ее отец, а затем – муж.
Подводя итоги, можно смело сделать вывод, что образу Пенелопы Гомера присуща некоторая пассивность, как и Елене. Но у Гомера образ Пенелопы выходит за рамки представлений о женском характере, которые господствовали в его эпоху.
Андромаха же представляется нам несчастной женщиной, чья судьба трогает. Она была несчастна на протяжение всей жизни, лишь Гектор был ее счастьем, но мимолетным. После его смерти их ребенка убили, а сама она попала, можно так сказать, в наложницы и жизнь ее была совсем уже не радужной.
Таким образом, жизнь женщины в гомеровской Греции была подчинена существующим нормам и правилам, при чем они имели гораздо меньше прав, чем мужчины. Она полностью подчинялась мужчине – мужу, отцу, иногда – брату и дяде. Но необходимо сказать, что это было характерно для того времени и не было чем-то «из ряда вон выходящим».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ