История становления государственного управления в России

Таким образом, формирование русского централизованного государства обладало ярко выраженной спецификой. В этом процессе доминирующим фактором был внешнеполитический – укрепление и получение независимости. Главной тенденцией развития Московского государства было усиление авторитарной власти князей и её преобразование в самодержавную монархию. В России сформировалась система приказов, позволяющая успешно решать задачи в области судебной, финансовой и военной. Появился Земский собор. Проводилась губная, городская и земская реформы, отменены кормления. Однако смерть Ивана IV помешала завершению преобразований, а государство было ввергнуто в пучину Смуты.

2. Система государственного управления в Российской империи в СССР

2.1 Государственное управление в Российской империи

На престол после смерти Екатерины II взошёл Павел I (1796-1801). Новый император определял своей целью восстановление управляемости империи после либерализации и децентрализации, которые предприняла Екатерина.
Восстанавливаются «экономические» коллегии, которые Екатерина упразднила, государство вновь начало активно принимать участие в деятельности промышленников. Происходила централизация государственного аппарата. Данные реформы ущемляли положение дворянства. Это вызвало очередной дворцовый переворот и свержение Павла.
Александр I (1801-1825) отменил ограничения дворянской вольности, ограничения на выезд и въезд граждан заграницу, ввоз в государство книг. Жалованная грамота Екатерины была полностью восстановлена.
В 1810 г. высшим законодательным органом, который разрабатывает законопроекты, был Государственный совет. Император являлся председателем Государственного совета. Работа осуществлялась или в форме департаментских заседаний или в форме общих собраний.
Государственный совет с 20-х гг. XIX в. утратил монополию на законотворчество. Данная работа с 1826г. была сосредоточена в Собственной Его Величества канцелярии. Состав канцелярии включал в себя шесть отделений.
Первое отделение осуществляло контроль над деятельностью министров, подготавливало законопроекты, ведало увольнением и назначением высших чиновников. Второе осуществляло кодификацию и обобщение юридической практики. Третье осуществляло борьбу с государственными преступлениями. Четвёртое контролировало благотворительные учреждения и женские учебные заведения. Пятое было специально создано с целью подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое осуществляло подготовку материалов, которые касались управления территорией Кавказа.
Николай I значительно усилил бюрократический аппарат на местах. Происходило расширение представительства дворянства, а его прерогативы уменьшались. Развитие губернской системы происходило экстенсивными темпами: новые территории осваивались, но старое управление не менялось.
Николай I провёл первую последовательную кодификацию законов Российской империи.
При правлении Александра II происходила значительная либерализация политического устройства государства. Реформы царя-освободителя коснулись практически всех областей функционирования государственного аппарата.
Институт губернских предводителей и сословное представительство были важнейшим структурным элементом устойчивой губернской системы власти. Александр II стремясь к уравниванию прав различных сословий, подорвал положение дворянства, как главной опоры имперской власти. При этом иные сословия не обладали столь мощным влиянием, следовательно, могли заменить его в роли соправителя и координатора для губернатора.
Университеты в 1863 г. получили права автономии. Школьная реформа в 1864 г. позволила получать представителям всех сословий среднее образование. В 1865 г. отменилась предварительная цензура в средствах массовой информации.
Также был учреждён Совет министров, представляющий высший государственный орган, в него вошли председатели комитета министров и Государственного совет, министры.
Государство было поделено в 1862-1867 гг. на военные округа. Рекрутские наборы в 1874 г. заменила всеобщая воинская повинность.
Суд в результате земской, судебной и городской реформ отделили от административной власти, было провозглашено равенство всех перед ним, установлена прокурорская власть, а также сформирована чёткая система судебных инстанций.
Александр III ограничил самостоятельность выборных органов, ужесточил цензуру, ликвидировал университетскую автономию, ограничил несменяемость судей и гласность судопроизводства по некоторым видам дел, отменил приём детей низших сословий в гимназии. Проводились мероприятия, которые ограничивали крестьянское, земское и городское самоуправление.
Сохранились основные органы власти, которые сформировались в первой половине XIX в. Государственный совет обладал важным значением в подготовке реформ при правлении Александра II, а при Александре III из-за сложившейся практики назначения в этот орган сановников, ушедших в отставку и членов императорской семьи его значение стало падать. Комитет министров заменил его в сфере реального управления.
Также в 1861-1882 гг. существовал Совет министров, который объединял руководителей высших органов власти и лиц, близких к императору, однако, не обладая чётким набором функций, он был упразднён.
Развитие судебной системы способствовало ограничению сферы деятельности Сената, за ним были сохранены кассационные и апелляционные функции по гражданским, уголовным, и межевым делам, а также функция толкования законов. Состав Канцелярии его величества включал только отделение гражданских дел. Число высших комитетов было сокращено, поскольку официальные органы власти начали весьма успешно выполнять эти функции. Постепенно устанавливалось правовое пространство российской государственности.
Таким образом, Николай I и Александр I преобразовали аппарат государственного управления для достижения максимальной его эффективности. Направления их реформ были разными. Александр стремился к созданию более целесообразной структуры и либерализации общественных отношений, а Николай стремился к достижению правовой регламентации работы каждого элемента в управленческом аппарате. Николай II придерживался курса либеральных реформ. Отмена крепостного права является его большой заслугой. Александр III наоборот проводил контрреформы, которыми откладывает решение важных задач государственного управления.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ