Технология коллективного учебного диалога как средство активизации познавательной деятельности.

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть технологию коллективного учебного диалога как средство активизации познавательной деятельности.

Введение и актуальность


Во время урока учитель создает проблемную ситуацию до того, как дети получают всю необходимую информацию, которая составляет для них новые знания. В традиционном обучении они делают наоборот: сначала они дают знания, метод или алгоритм решения, а затем примеры, на которых вы можете попрактиковаться, используя этот метод. Хорошо организованный диалог побуждает детей искать ответы на свои проблемы.
Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал урока) и субъект познания (ученик), процесс умственного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательная деятельность, усвоение нового, неизвестного ученику знания, содержащиеся в образовательной проблеме.
Образовательные проблемы должны быть доступными по своей сложности, они должны учитывать когнитивные способности учащихся, исходить из предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности.
Чем выше урок степного диалога, тем больше он подходит к проблеме и тем выше ее учебный и воспитательный эффект. И, наоборот, чем ближе урок к монологу, тем больше он приближается к информации.
Диалогическое общение является необходимым условием развития мышления, поскольку путь его возникновения мышлен диалогично.
Любая форма визуальной информации также должна содержать элементы проблемы. Поэтому диалог в сочетании с наглядностью становится диалогом-визуализацией и способствует созданию такой проблемной ситуации, решение которой, в отличие от проблемного диалога, в котором используются главным образом вопросы, основано на анализе, синтезе, синтезе, коагуляции или размещение информации, т. е. с включением активной умственной деятельности. Задача учителя - использовать ту же форму наглядности, которая бы не только дополняла словесную информацию, но и сами являлась носителями информации. Чем больше проблем со зрительной информацией, тем выше степень умственной активности студента.
Лучше всего использовать различные типы визуализации - естественную, графическую, символическую - каждый из которых или их комбинация выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к визуальной форме или от одного типа визуализации к другому некоторая информация может быть потеряна. Но это является преимуществом, поскольку позволяет сосредоточиться на наиболее важных аспектах и ​​особенностях содержания урока, способствовать его пониманию и усвоению.
Важна дозировка, использование материала, умение и стиль общения учителя со студентами.
При сочетании разговора с визуальными методами важны определенная визуальная логика и ритм подачи учебного материала. Для этого вы можете использовать набор технических средств обучения рисованию, а также цветовой графике.
В 4 классах можно использовать диалог с заранее запрограммированными ошибками. Необходимо заранее предупредить учащихся о том, что в вопросах учителя возникнут неточности, и дети должны определить их и правильно сформулировать вопросы. Однако количество ошибок не может быть больше 4-5 штук. Этот диалог направлен на то, чтобы определить, насколько глубоки знания определенных учеников.
Диалог об ассоциации также может быть использован в 4 классах начальной школы. В этом случае Ассоциация используется для начала фронтального опроса студентов.
В качестве своего рода диалога также используется общение с учебником. Зачастую со студентами его поддерживают персонажи, размещенные на страницах многих книг.

Заключение и вывод

Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению, инициативность, познавательная деятельность.
К целям познавательной деятельности относятся:
— знания — ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру);
— понимание — ученик преобразует учебный материал из од¬ной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. п.;
— применение — ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
— анализ — ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
— синтез — ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, например, пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решение проблемы;
— оценка — ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.
Потребность государства в качественно новой подготовке подрастающего поколения, необходимость в активизации познавательной деятельности учащихся, вызвало, появление новых форм в организации учебной деятельности на уроках, которые строятся на основе диалога и сотрудничества субъектов образовательного процесса.
Оптимальной формой учебного процесса, по мнению авторов системы РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути её решения. Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. Многие современные педагогические технологии основаны на идеях педагогики сотрудничества (Технология проблемного обучения, Технология коллективного взаимообучения, Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо и др.).
Сотрудничество становится стержнем общения в педагогическом процессе. Учебный диалог — сложное интеллектуально — эмоциональное воздействие субъектов общения. Инструмент диалогического взаимодействия – диалектика вопросов и ответов. Технология учебного диалога — одна из главных технологий личностно-ориентированного образования.
Коллективный диалог – это поиск ответа на проблемный вопрос равноправных партнеров, которые в совместном общении, полемике определяют содержание очередной задачи и намечают пути ее решения.Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. В коллективном диалоге, ученик, по словам Г.А. Цукерман, «…действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними».
Любой диалог имеет свою структуру: зачин — основная часть — концовка. В технологии проблемного обучения применяют два вида диалога: побуждающий и подводящий. Существуют несколько способов организации учебного диалога: беседа, спор, диспут, дискуссия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ