Технологии социальной работы с безработными

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть социальную работу с безработными гражданами.

Введение и актуальность


Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы. Однако лаконичная Декларация ограничивается лишь констатацией наличия у человека данного права. Детально характеризует право на защиту от безработицы часть 2 ст. 6 Международного пакта ОНН «Об экономических, социальных и культурных правах», который предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость.[8]
Основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития. [20, с. 113]
О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими. Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных:
− на содействие занятости и защиту от безработицы;
− на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);
− на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);
− на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).
В России стандарты международного права используются не в полном объеме, поэтому основная задача политики государства в области занятости и защиты безработных состоит в приближении российского законодательства к нормам международного права.
Политика нашего государства в области занятости направлена на содействие полной занятости населения, удовлетворения потребности в рабочей силе и решение проблем безработицы. На современном этапе развития страны правовое поле социальной защиты безработных представляет собой сложную и разветвленную структуру.
Основополагающим законодательным актом в сфере регулирования социально-правовой защиты безработных является Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Ст. 37 гарантирует право граждан на защиту от безработицы, которое осуществляется через обеспечение занятости и трудоустройства.[17]
Немалое значение в решение данной проблематики имеет Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. Согласно ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений относится защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. В соответствие с этим положением данный нормативный документ устанавливает основные гарантии в сфере занятости, а, следовательно, обеспечивает защиту от безработицы. [29, с. 64]
Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. [32]
Проанализировав данный закон, можно сказать, что он регламентирует основные стандарты и формы социально-правовой защиты безработных. Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике. Например, ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы.
Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации. Рассмотрим основные нормативные документы, касающиеся данной проблематики.
Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. «О самостоятельности федеральной службы занятости» выделяет данную организацию из Министерства труда РФ в самостоятельный орган исполнительной власти, что даёт основание для более эффективной ее работы.
Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан», которое устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, и снятия их с регистрационного учета.
Ряд постановлений Правительства РФ определяет порядок оказания активных форм помощи безработным гражданам, а также условия их предоставления. Все эти постановления основаны на принципах свободной занятости, защиты от безработицы и предоставление услуг всем категориям граждан на равных основаниях (правах).
Таким образом, можно сказать, что правовое поле защиты безработных представляет собой сложный механизм регулирования отношений в сфере занятости. Российское законодательство также содержит нормы защиты слабозащищенных категорий безработных: инвалидов, женщин, молодежи.

Заключение и вывод

В результате изучения научной и учебной литературы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены, что позволяет нам сделать ряд выводов.
В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовый трудиться, не имеет возможности получить подходящую должность. Численность безработных определяется на основе их добровольной регистрации в районных и городских отделениях Государственной службы занятости.
Ведущую роль в сфере правовой защиты безработных в России занимает Конституция РФ, а также Трудовой кодекс РФ и ФЗ «О занятости населения в РФ». Законодательство нашей страны в области занятости основано на принципах свободного трудоустройства и социальной защиты безработных.
Стоит отметить, что главной задачей законодателя на данном этапе развития России является усовершенствование нормативно-правовой базы социальной защиты безработных, путем приближения действующих законов к реалиям современной жизни.
Государственная служба занятости использует следующие технологии при работе с безработными: профессиональная ориентация, психологическая поддержка, социальное консультирование и социальная коррекция. Данные технологии социальной работы с безработными имеют своей целью активизацию безработных граждан, повышение их конкурентоспособности на рынке труда и способствуют скорейшему устройству в трудовой деятельности на производстве
Реализуя конституционное право граждан на защиту от безработицы, государство использует как пассивные, так и активные формы социально-правовой защиты безработных. При этом учитываются индивидуальные особенности безработных граждан (пол, возраст, состояние здоровья, уровень квалификации и т.д.), а также состояние современного рынка труда.
Материальные предоставления в денежной форме реализуются преимущественно в рамках пассивных форм и направлены на компенсацию материальной необеспеченности безработного, возникающей вследствие отсутствия у него возможности получения подходящей работы. В рамках активных форм можно назвать:
- предоставление возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- организация общественных работ;
- разработка государственных программ содействия занятости, например, программа самозанятости;
- профориентация.
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости в отношении безработицы включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
В настоящее время приоритетной считается стратегия помощи безработным клиентам, которая сориентирована на интересах службы занятости и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента. На наш взгляд требуется изменить стратегию и направить ее на интересы человека. Данная стратеги должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение склонностей и способностей данного конкретного человека.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ