Техническое регулирование в Евразийском экономическом союзе: проблемы и пути решения

Приложение N 9 Протокола о техническом регулировании в ЕАЭС предусматривает следующее определение стандарта: «документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения» [1].
Международные и региональные стандарты применяются после принятия их в качестве межгосударственных или национальных (государственных) стандартов.
Различают две основные группы этих документов: стандарты, обеспечивающие требования, и стандарты, устанавливающие методики испытаний.
Различия в действующих стандартах на товары и услуги являются серьезным техническим барьером во взаимной торговле стран-участниц. В связи с этим в Договоре о ЕАЭС предусмотрены разработка и применение межгосударственных стандартов, а также их гармонизация с международными и региональными [14].
К настоящему времени Комиссия утвердила перечни стандартов для 34 технических регламентов, в том числе более 12 000 стандартов, из которых около 6500 (58%) являются межгосударственными. Внесены изменения в перечни 30 технических регламентов, в том числе технические регламенты, обеспечивающие развитие промышленного машиностроения, транспортного машиностроения, транспортной инфраструктуры и социальной сферы государств-членов Союза.
Межгосударственные стандарты, разработанные в соответствии с программами, утвержденными Комиссией, включены в перечни стандартов, которые позволяют заменять устаревшие стандарты, совершенствовать доказательную базу для технических регламентов, развивать производство новых и инновационных продуктов, которые призваны обеспечить качество продукции и способствовать импортозамещение [4].
В рамках реализации программы было принято 1490 межгосударственных стандартов, половина из которых была разработана на основе международных и европейских стандартов.
Принятие новых стандартов поможет стимулировать идеи и активизировать усилия потребителей и производителей в странах-участницах для плавного перехода к новым требованиям в условиях современной нормативно-технической системы с целью подтверждения соответствия и обеспечения свободного товаропотока [9].
2.2. Оценка соответствия и аккредитация
В соответствии с Приложением № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе под оценкой соответствия понимается «прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования» [1].
Оценка соответствия осуществляется в следующих формах:
— регистрация (государственная регистрация);
— испытания;
— подтверждение соответствия;
— экспертиза и иные формы [1].
Формы оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах с учетом:
— степени потенциальной опасности продукции;
— чувствительности заданных показателей к изменению производственных и (или) эксплуатационных факторов;
— статуса заявителя (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, продавец, импортер);
— адекватности степени доказательств соответствия и затрат на проведение оценки соответствия целям технического регламента.
Формы оценки соответствия по степени риска причинения вреда приведены на рисунке 5.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ