теорию конкурентных преимуществ Майкла Портера на примере России

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить теорию конкурентных преимуществ Майкла Портера на примере России.

Введение и актуальность


Конкурентоспособное давление считается интенсивным, когда конкуренты сокращают прибыльность отрасли. Он считается умеренным, когда большая часть фирм может получать приемлемую прибыль. Оно является слабым, когда большинство фирм могут добиться возврата инвестиций выше среднего. Хроническое обострение конкуренции среди конкурирующими продавцами может создать очень жесткую конкуренцию в отрасли [12].
Новые конкуренты приносят на рынок новые производственные силы, чтобы выйти на рынок, взять свою долю и получить доступ к ресурсам. Насколько серьезной считается угроза возможного возникновения новых конкурентов на рынке, находится в зависимости от наличия барьеров для входа и реакции конкурентов.
Таким образом, существует несколько препятствий для входа:
- эффект масштаба;
- потребительские предпочтения и приверженность бренда;
- необходимости в капитале;
- доступ к каналам распределения товаров и услуг;
- тарифы и ограничения в интернациональной торговле [15].
В свою очередь, степень угрозы вторжения новых конкурентов варьируется в зависимости от того, становятся ли перспективы отрасли более ясными или более неопределенными, а барьеры для входа повышаются или снижаются [15].
Следующая «сила» в модели Портера - это поставщики и их влияние.
Таким образом, поставщики могут влиять на участников рынка за счет увеличения цен или понижения качества предлагаемых товаров и услуг.
Поставщики имеют достаточную рыночную силу, когда поставки становятся напряженными, а покупатели дают согласие на условия более благоприятными для поставщиков 15].
Поставщики обладают небольшими возможностями и тогда, когда снабжаемая ими отрасль считается главным клиентом. Тогда благосостояние поставщика непосредственно связано с благосостоянием главных потребителей [1].
Поставщик заинтересован в защите потребительского сектора путем установления разумных цен, улучшения качества продукции и разработки новых товаров и услуг, которые могут повысить конкурентную позицию клиента, повысить его продажи и прибыль [16].
Потребители хотят снизить цены и требуют высокого качества товаров и увеличения обслуживания, и тем самым, настраивая производителей друг на друга, иногда в ущерб доходности всей отрасли
Конкурентоспособность потребителей может колебаться от сильного до слабого.
Наиболее распространенным случаем является то, что клиент приобретает существенную часть продукции отрасли. Чем больше покупателей и чем больше объем их покупок, тем больше у них есть возможность влиять на производителя во время переговоров, к примеру, в области концессий в цене или в других благоприятных условиях [5].
Таким образом, общее воздействие всех конкурентных сил обусловливает характер конкуренции на рынке. Чтобы проанализировать конкурентную среду отрасли, компании должны оценить ценность каждой из пяти конкурентных сил. Как правило, чем сильнее конкурентоспособные силы, тем ниже общая рентабельность компаний на этом рынке.
Идеальная конкурентная среда для получения прибыли, по словам Майкла Портера, ситуация, когда покупатели и поставщики имеют небольшую рыночную власть, отсутствуют товары-заменители, барьеры для входа относительно высоки, а конкуренция среди продавцами носит умеренный характер.
Модель пять факторов конкуренции Майкла Портера предопределена для отраслевого анализа, целью которого считается определение привлекательности отрасли в целом и отдельных товарных рынков внутри нее [16].
Данный анализ дает возможность нам понять возможности и угрозы, характерные для отрасли, а также выявить КФУ отрасли.
Силы конкуренции, влияющие на компанию, развиваются в течение жизненного цикла отрасли, рисунок 2.

Рисунок 2 - Силы конкуренции, в зависимости от жизненного цикла отрасли, по Майклу Портеру
Модель пяти сил Майкла Портера также базируется на том, что из пяти сил конкуренции в отрасли преобладает один фактор, который становится главным в развитии стратегии организации. Следует обратить внимание на тот фактор, который может повлиять на компанию, чтобы изменить ее. Этот главный фактор обусловливает стратегическое поведение компании в конкуренции.
Таким образом, стратегия дифференциации товаров включает в себя производство продуктов или услуг с уникальными качествами.
Эффективная реализация данной стратегии снижает конкуренцию, преимущественно среди производителей потребительских товаров.
Данная стратегия имеет конкретные недостатки: существует серьезная опасность копирования оригинальных продуктов конкурентами, у организации высокие затраты на исследования и разработки с целью постоянного улучшения товаров, но результатами могут использовать конкуренты [11].
Стратегия специализации предполагает концентрацию внимания на одном из сегментов рынка на конкретной группе товаров. Эта стратегия может быть применена ведущей организацией в расходах на определенный сегмент рынка, который обслуживает один и тот же сегмент и может назначать более высокую цену [17].
Стратегия специализации позволяет получить значительную долю рынка в конкретном узком сегменте, но небольшая доля рынка в целом, в то время как разнообразие цен на продукцию специализированных организаций и организаций, обслуживающих весь рынок, могут не отвечать предпочтениям конкретных продуктов для этого сегмента, а конкуренты могут искать еще большей специализации [18].
Таким образом, рекомендации М Портера по генерации стратегических альтернатив основаны на том, что у организации уже есть установленные конкурентные преимущества, но не всегда известно, за счет чего они достигнуты и основная модель используется в случае медленного роста и стагнация отрасли [1].
Модель Майкла Портера дает возможность сделать следующий вывод: для того, чтобы успешно противостоять конкурентным силам, нужно разработать стратегию, которая защитила бы компанию от действий пяти конкурентных сил Майкла Портера и обеспечила бы фирмы формирование такой позиции, которая даст ей надежное конкурентоспособное преимущество в отрасли.

Заключение и вывод

В курсовой работе рассмотрено понятие конкурентоспособности по Майклу Портеру. Конкурентоспособность - главный показатель, характеризующий государство на мировой арене. Это дает возможность просчитать, насколько эффективна продукция в данной стране, какая производительность, на какой стадии конкурентных преимуществ государство и многое другое.
Главным положением рассматриваемой теории считается утверждение о том, что мировая конкуренция повышает роль страны в конкуренции. Интернационализация экономической жизни не делает все государства единообразными. Отличия в национальном характере лежат в основе успеха в конкурентной борьбе. Компании могут покрыть факторные недостатки, получая рабочую силу, ресурсы, материалы за рубежом. Хотя по мере роста технологической насыщенности конкуренции жизненно важным стает воздействие внутренней среды. От него зависит, каким образом появляются новые возможности, как применяются специальные навыки и ресурсы, какое влияние чувствуют компании в направлении мобилизации ресурсов более быстрым и эффективным способом.
Кроме того, была рассмотрена международная конкурентоспособность России по теории Майкла Портера и факторы конкурентоспособности для разных рейтингов. Конкурентоспособность России остается низкой, в основном из-за неэффективного применения ресурсов, низкой производительности труда, плохо развитого спроса и слабой конкуренции.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ