Таможенный тариф: сущность, цели, структура, принципы построения, перспективы развития.

Цели и задачи

целью курсовой работы является анализ механизма построения таможенного тарифа.

Введение и актуальность


Иногда тарифы используются для решения проблем платежного баланса. Проблемы платежного баланса носят макроэкономический характер, поэтому оптимальным является использование макроэкономических инструментов, то есть сочетания мер, направленных на сокращение внутренних расходов и мер по поощрению экспорта и сдерживанию импорта (переключение расходов). Сокращения расходов можно добиться путем ужесточения денежно-кредитной политики, что приведет к снижению внутреннего потребления. Переключение расходов, которого легче всего добиться с помощью девальвации, способствует поощрению экспорта и сдерживанию импорта за счет роста внутренних цен на конкурентоспособные товары по сравнению с неконкурентоспособными. По соображениям, связанным с платежным балансом, иногда вводятся дополнительные импортные сборы; что отражается на сокращении импорта точно так же, как и занижение обменного курса, однако не позволяет оказать позитивного воздействия на экспорт.
Оптимальная тарифная система - при том условии, что она служит своего рода суррогатом девальвации (без стимулов для развития экспорта), - должна быть единообразной и способствовать притоку ресурсов во все отрасли, конкурирующие с импортом, а не в какую-либо одну конкретную отрасль, конкурирующую с импортом.
Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: по количеству ставок для товаров тарифы бывают простые и сложные; по характеру происхождения тарифы бывают автономный и конвенционный; по направлениям таможенный тариф может быть интегрированный и запретительный; по виду внешнеторговых операций таможенный тариф может быть импортный и экспортный.
Таможенные тарифы обычно включают в себя три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные.
Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет соглашений; вторые – когда существуют определенные международные договоры; третьи – разновидность торговых пошлин, применяемых к развивающимся странам.

Заключение и вывод


В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Можно с уверенностью обозначить, что таможенный тариф является основным инструментом внешнеторговой политики государства. Таможенный тариф дает государству возможность ограничить импорт товаров на внутренний рынок путем установления таможенных пошлины, системы тарифных льгот, таможенной номенклатуры.
Углубление евразийской экономической интеграции, расширение состава и развитие институтов ЕАЭС создают необходимость адаптации наднационального механизма таможенно-тарифного регулирования к более высокому уровню интеграции и необходимости согласования более широкого спектра интересов участников интеграционного проекта. При этом необходимо найти такие формы консолидации мнений всех членов объединения, которые будут минимизировать принятие решений в области таможенно-тарифного регулирования, не отвечающих долгосрочным интересам объединенного рынка и не способствующих углублению межстранавой кооперации. В практическом плане за ЕТТ ЕАЭС сохраняется важная регулятивная функция стимулирования экономической активности и создания условий для привлечения прямых иностранных инвестиций. В предстоящий период необходимо продолжить реализацию принципа эскалации тарифа с учетом необходимости обеспечения отраслей экономики сырьем, материалами и инвестиционными товарами по конкурентным ценам.
Во многих обстоятельствах, когда тарифы являются вторым инструментом, призванным, например, увеличить государственные поступления или помочь решить проблему платежного баланса, наиболее практичным и эффективным является установление единообразной тарифной ставки.
Хотя тарифная система не характеризуется резким перепадом тарифов, как во многих других странах, есть несколько секторов, где установлены максимальные тарифные ставки, определяющие высокий эффективный уровень защиты, что может привлекать ресурсы. Но нет никаких подтверждений того, что защищены именно те отрасли, которые способны к развитию и резкому повышению эффективности.
Первоочередное внимание следует уделять снижению этих высоких ставок и приданию тарифной системе большего единообразия. С ростом тарифов издержки в виде неэффективного распределения ресурсов возрастают даже не пропорционально, а еще быстрее. В результате этого наибольшая выгода будет получена в результате снижения максимальных ставок. Кроме того, очень высокие тарифы могут оказаться запретительными для импорта, так что от снижения ставок будет получена выгода в плане увеличения поступлений. Снижение высоких ставок приведет также к резкому уменьшению контрабанды, коррупции и взяточничества.
Более противоречивым является вопрос о повышении низких ставок (ниже 10%), особенно в том, что касается промежуточной продукции и средств производства. Если не осуществляется возврат пошлин и нет никакого аналогичного механизма, повышение тарифов на промежуточную продукцию ведет к установлению налога на экспортируемые товары, для производства которых используется промежуточная продукция, и это имеет негативные последствия, поскольку из-за тарифов очень мало ресурсов направляется на развитие экспорта.
Однако оценивать эти потенциальные издержки следует с учетом того факта, что установление тарифов на импорт промежуточной продукции и средств производства на уровне ниже 10% негативно отражается на развитии тех отраслей, которые также производят промежуточную продукцию и средства производства (в отличие от секторов, производящих готовую продукцию), а также представляет собой упущенную возможность увеличить доходы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ