«Стресс и психологическое здоровье педагога»

Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «…можно более конкретно определить как свойство личности, снабжающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в ситуации наполненной эмоциями и, тем самым, способствующее успешному выполнению деятельности педагога» [3, с.66 ].
В. А. Бодров считает, что стрессоустойчивость – это «интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности» [4].
Изучение стрессоустойчивости педагогов является одной из наиболее актуальных научно-практических задач, так как профессия педагога дошкольного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции [9].
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости. Так, в научной литературе стрессоустойчивость трактуется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья.
В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, П. Б. Зильберман сравнивают стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью [7].
Л.М. Митина определяет стрессоустойчивость как свойство психики, и с его помощью педагог успешно выполняет необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях [10].
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально — психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога [5].
Стрессоустойчивость – индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями).
Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности [5].
Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции.
Многие исследователи подчеркивают важность стрессоустойчивости в процессе учебной деятельности, акцентируя внимание на том, что профессиональная деятельность учителей является одним из наиболее интенсивных видов социальной активности и является частью группа занятий с большим количеством стрессоров, что предъявляет высокие требования к такой интегрированной функции как стрессоустойчивость.
Поэтому ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (учителя) — это путь к целостной личности, неотделимой изнутри конфликтами мотивов, сомнений и неуверенности в себе. На этом пути важно изучать индивидуально — типологические характеристики, особенности межличностных отношений внутри команды, чтобы овладеть навыками саморефлексии и расслабления, которые не только предотвратят возникновение болезней, улучшит здоровье, но также улучшит их взаимодействие с внешним миром.
Выводы по главе 1
Проблема психологического здоровья педагогов занимает особое место в современном, научном знании. Теориям психологического здоровья посвящено значительное количество исследований в психологии, психотерапии, педагогики, медицины, физиологии, философии, социологии. Критериями психологического здоровья является хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. В психологии стрессом считают ответ организма на любое внешнее воздействие. Организм мобилизует все силы для того, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям.
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости. Так, в научной литературе стрессоустойчивость трактуется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса.
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. На педагога как субъекта педагогического процесса оказывает влияние большое количество различных факторов стреесса, которые требуют от педагога определенных поведенческих реакций, обусловленных проявлением повышенной выдержки, самоконтроля и управления эмоциональными переживаниями, что позволяет сделать вывод о преобладающем значении стрессоустойчивости педагога как важнейшего условия благоприятного осуществления педагогической деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ