Использование иллюстративного материала на уроках литературного чтения в начальной школе

Цели и задачи

Цель исследования: изучить использование иллюстративного материала на уроках литературного чтения в начальной школе.

Введение и актуальность


Большой упор делается на развитие у младших школьников читательских компетенций и творческих способностей, формирование мировоззрения. В учебно-методическом комплексе «Начальная школа 21 века» вошли образцы разных жанров фольклора, а также произведения русских классиков и зарубежных писателей. Содержание учебника позволяет развить у младших школьников интерес к чтению и литературе, сформировать универсальные учебные действия; совершенствовать навык чтения, обогащать читательский опыт третьеклассников и вести дифференцированное обучение с учётом уровня подготовки каждого ученика [5, с. 99].
В учебнике по литературному чтению «Перспективная начальная школа» рассматриваются жанровые и исторические особенности сказки о животных; обсуждаются отличительные черты жанров рассказа и сказки; расширяются представления о поэтическом творчестве; выявляется своеобразие художественного восприятия мира на примере литературных, живописных и музыкальных произведений.
Существует несколько классификаций уроков чтения в начальной школе. В методике начального литературного образования типы уроков различают в зависимости от объекта и качества содержания литературного учебного материала. Такое ранжирования связано с целью – формировать у младших школьников интерес к литературе как виду искусства, приобщать учащихся к познанию специфики художественного творчества [15, с. 152].
Е.О. Чагина выделяет следующие виды уроков: урок литературного слушания, урок изучающего чтения, библиотечный урок, урок проверки и контроля, творческие и нетрадиционные уроки (нетрадиционные уроки создают праздничную атмосферу. На таких занятиях участвуют все дети, идет активное взаимодействие учителя и учеников, при этом школьники начинают занимать позицию субъекта обучения, а не объекта.
В начальной школе можно использовать такие уроки как: урок-проект, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-викторина, урок-диалог, урок-экскурсия. Школьники будут с интересом изучать новый материал или в игровой форме смогут повторить уже пройденный [20].
Использование разнообразных видов уроков в курсе литературного чтения позволяет сделать учебный процесс интереснее и познавательнее [8].
Кроме того, по её мнению, в основе типологии уроков литературного чтения лежит характер содержания учебного материала и дидактическая задача (которых на одном уроке может быть несколько). В соответствии с этим выделяются следующие типы уроков литературного чтения:
1) Обычный урок (простой), на котором решается одна дидактическая задача (например, контроль знаний или обобщение материала по теме).
2) Смешанный урок. В данном случае одновременно решается несколько дидактических задач (к примеру, работа с новым произведением, его анализ и проверка изученного).
3) Синтетический урок, на котором одновременно решается несколько задач, но работа ведется параллельно (пример: контрольный урок, на котором одновременно проверяется уровень обученности по изучаемой теме, отрабатывается навык чтения вслух, проводится работа с произведением и т.д.) [8, с. 49].
В процессе работы над художественным произведением учителю необходимо придерживаться четкой структуры урока, который состоит из следующих ключевых этапов: подготовка к чтению (восприятию) художественного произведения, первичное чтение, проверка первичного чтения, вторичное восприятие, вторичный синтез (обобщение) [17, с. 17].
Этап подготовки к чтению художественного произведения призван актуализировать личный житейский опыт детей, расширить или уточнить их представления, а также подготовить к эмоциональному восприятию текста. Первичное чтение предполагает организацию непосредственного, целостного восприятия текста, его понимание на эмоциональном уровне. Как правило, первичное восприятие текста характеризуется таким приемом, как чтение учителем вслух, но на более поздних этапах обучения (3 и 4 классы) можно использовать: чтение специально подготовленными детьми, чтение по цепочке, комбинированное чтение (когда дети и учитель читают попеременно) [12, с. 115].
Этап проверки первичного восприятия позволяет обменяться впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения, мотивировать на последующий анализ-перечитывание текста. Его цель состоит в выявлении эмоциональной оценки и степени понимания детьми прослушанного или прочитанного произведения [4].
Вторичное восприятие текста направлено на понимание фактического содержания произведения, адекватное восприятие героев, выяснение мотивов их поступков. Кроме того, проводится работа по анализу изобразительных средств языка и жанровых особенностей текста, по выяснению главной мысли художественного произведения.
В младшем школьном возрасте можно выделить четыре условных уровня восприятия литературного произведения – низкий, средний, достаточный и высокий. Учителю необходимо стремиться, чтобы большинство учеников приблизились именно к высокому уровню восприятия, в таком случае важно применять различные формы работы над художественным произведением [3].
На этапе обобщения (вторичного синтеза) подводятся итоги анализа, проверяется целостное восприятие, в том числе интерпретация на основе понимания текста.
При этом важно учесть три следующих аспекта:
- эмоциональный (анализ произведения должен вызвать у учеников неподдельный интерес, эмоциональное впечатление, способствовать созданию атмосферы заинтересованности младших школьников и т.п.);
- воспитательный (любой анализ произведения должен способствовать формированию нравственных качеств детей, их чувства прекрасного, развитию творческих способностей, обеспечивать личностно-ориентированное обучение);
- познавательный (посредством анализа произведения учитель знакомит младших школьников с особенностями жизни, литературы и культуры того или иного народа, художественным своеобразием текста, творческой манерой писателя или художника (если анализируется художественное произведение вкупе с произведением литературным) [3].
Каждый из этапов работы над художественным произведением содействует формированию способностей к образному анализу, обогащению словарного запаса учеников, оказывает влияние на развитие памяти, творческого воображения, речи. Дети учатся «обдумывающему» восприятию, у них формируется естественная потребность разобраться в прочитанном произведении [19].
Таким образом, литературное чтение как учебный предмет обладает наибольшими возможностями для формирования личностных УУД младших школьников. Программные требования к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные УУД с приоритетом ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Заключение и вывод

Литературное чтение в начальной школе предполагает всестороннее развитие ребенка, включает в себя не только ознакомление с учебным материалом, но и формирование у него универсальных учебных действий, в том числе, и личностных. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы для развития полноценной личности с устойчивыми ценностями и четкой жизненной позицией.
Современные учебники начального образования строятся с учетом ФГОС НОО, все они разнообразны по своей структуре и методике обучения литературному чтению, но их объединяет общая цель – развить личность ребенка, его мировоззрение и все виды универсальных учебных действий. Содержание литературного чтения в начальных классах помогает развивать у учащихся эстетические чувства и эстетический вкус, отношение к литературе как к искусству слова.
Представление информации происходит двумя способами - визуальным и вербальным - облегчает получение ее из сообщения. Объект при иллюстрировании получает дополнительные признаки оформления текста так, что с помощью прочтения книжки и просмотра иллюстрации у ребенка сложится целостная, адекватная картина происходящей истории.
Нами была проведена диагностика уровня УУД на уроках литературного чтения, которая проводилась нами во 2 классе МБОУ «СОШ № 24. Заданиями для диагностики были следующие. Детям был предложен текст комплексной работы, а учащимся необходимо было самостоятельно познакомится с его содержанием и выполнить 4 задания. Данные свидетельствуют о том, что высокий уровень формирования познавательных УУД показали 29% (5 обучающихся), средний уровень – 53% (9 обучающихся), а низкий уровень – 18% (3 обучающихся). Как видим, показатель уровня формирования познавательных УУД в целом по классу находится на среднем уровне, учитывая, что пограничный уровень (4 балла) показали 4 человека. Лучшие результаты были показаны при выполнении задания, направленного на выявление умения анализировать объекты с целью выделения признаков. Так 65% учащихся показали высокий уровень и лишь 6% низкий.
В результате мы отметили отметить достаточно низкий уровень данных умений и предложили рекомендации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ