Особенности изучение басен на уроках литературного чтения в начальной школе

Цели и задачи

Цель работы – характеристика басенного жанра, его особенностей, анализ основных методов изучения басни в начальной школе.

Введение и актуальность


Басни на общественно-политические темы («Волк и ягненок», «Кот и повар»). В них проводится просветительская установка на то, что власть должна быть сильной, но справедливой и разумной. Сатира Крылова направлена на такие взаимоотношения власти и ее подданных, когда «у сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягненок»).
Басни, затрагивающие проблему просвещения («Ларчик», «Любопытный», «Свинья под дубом»). Они показывают, что бранить науки и ученье — признак глупости и невежества («Свинья под дубом»), но в ученье, как и во всем остальном, нужна мера, излишнее мудрствование нелепо и смешно («Ларчик»).
Басни на исторические темы («Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк на псарне»). Они представляют собой в аллегорической форме отклик на различные события в жизни страны. В «Квартете» скрыты под личинами зверей государственные деятели, занимавшиеся распределением ответственных должностей во время преобразования Государственного совета в 1810 году. В басне «Волк на псарне», связанной с событиями 1812 года, под Волком разумеется Наполеон, а Ловчий — это Кутузов; поводом для написания басни стали попытки Наполеона заключить выгодный для него мир. Написанные по конкретным поводам, эти басни могут приобретать и более широкое, вневременное толкование.
Басни, отражающие литературно-журнальную борьбу («Осел и Соловей», «Демьянова уха», «Кукушка и Петух»). Они, как и эпиграммы, направлены на осмеяние литературных противников, например, Ф. Булгарина и Н. Греча («Кукушка и Петух»).
Бытовые басни — наиболее многочисленные; они обобщают типичные жизненные ситуации и выводят практические законы человеческой жизни, разоблачая общечеловеческие пороки: праздность («Стрекоза и Муравей»), лесть («Ворона и Лисица»), невежество («Мартышка и Очки»), неблагодарность («Волк и Журавль»), тщеславие («Гуси») и т.д. Обычно главную их мысль можно выразить пословицей или поговоркой: не суди о том, чего не знаешь («Мартышка и Очки»); не радуйся чужой беде («Чиж и Голубь»). [10, C.56]
Тематическое разграничение басен Крылова не является абсолютным, поскольку их иносказательная форма делает содержание многозначным и позволяет давать различные толкования. Так басня «Квартет» может восприниматься как протест против человеческой разобщенности в целом, а «Осел и Соловей» — как сатирическое осмеяние невежества.
Таким образом, можно отметить широкое разнообразие жанров и тем басен в творчестве не только И.А. Крылова, но и других баснописцев.

Заключение и вывод


Басня – жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.
Корнями басня уходит в глубокую древность. Первыми известными баснописцами были Гесиод, Эзоп, Федр и Бабрий. В дальнейшем, традиции басенного жанра развивали Жан де Лафонтен, Антиох Кантемир, А.П. Сумароков, И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев, И.А. Крылов.
Басни помогают воспитывать в детях высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое слово, точно, остроумно и образно выражать свои мысли. Они заключают в себе большие возможности для нравственного воспитания человека.
При обучении младших школьников чтению басен необходимо отбирать для уроков чтения только литературные произведения с явно выраженной спецификой жанра, чтобы обозначение жанра становилось для детей значимым читательским предписанием, определяющим читательские ожидания ребенка в процессе чтения и предотвращающим разочарование читаемым.
В работе были изучены и предложены основные методы и приемы изучения басен младшими школьниками. Эти методы были использованы в дальнейшем при работе над практической частью – конспектом урока по литературному чтению.
Таким образом, можно сказать, что заявленные цели и задачи работы были выполнены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ