Стратегия развития концепции университет 4.0

Цели и задачи

Целью исследования является оценка и оптимизация концепции «Университет 4.

Введение и актуальность


Взгляд на форму концепцию, как «биоцифровой университет», с нашей точки зрения, является более отвечающим реалиям времени и включающим черты классического образования («образования человека-интеллектуала». Формирование формата «биоцифрового» университета становится реальной перспективой, которая обусловлена стремительным развитием аналитических приложений и платформ, новой промышленной революцией, что влечет смену социального заказа (развитие сетевых сообществ, образовательных хабов, образовательных ресурсов с вариативностью обучения и др.).
Соответственно в новой концепции произойдет перестройка самой сущности и структуры образования:
- целевой установкой станут способы «вскрытия» талантов и разработка новых жизненных сценариев человека через синтез «умных технологий» и биологии, развитие ноосферы;
- модель оценки может быть заменена на «модель множественного интеллекта», при которой критерии оценивания знаний будут адаптированы под особенности мышления личности. Это поможет снять ограничения со скрытых возможностей индивида. Оценка знаний может быть заменена н с формальной на жизнеспособный продукт или релевантный вклад в развитие экосистемы общества (например, решение локальных или глобальных проблем);
- скрипты будут адаптированы под потребности человека, вытеснив полностью линейный способ передачи информации; на смену дисциплинароному ядру придет тематическое образование;
- сменится и сама форма существования университета: из двухмерного существования в форме физического объекта осуществится переход в виртуальную реальность (облачные технологии, формат сетевого партнерства с распределенным управлением);
- ключевые категории нового формата: экосистема (развитие которой - одна из ключевых образовательных целей), творчество (человек – созидатель и создатель), бизнес (регулятор межинституциональных отношений);
- внедрение системы социального заказа от ТНК (например, на получение необходимых лекарств, культурного кода, технологий и др.).
Биоцифровой формат имеет определенные перспективы развития:
- образовательные ресурсы и аналитические приложения, адаптированные под возможности и потребности человека, смогут менять способы получения образования фундаментально, приводя к развитию феномена «образования по требованию». Такая модель будет полностью соответствовать развивающейся тенденции непрерывного образования;
- образование (как продукт и процесс) сможет выйти за рамки этнической культуры и национального государства с формированием мультикультурного обучения, что приведет к асинхронизации идентичности;
- будет произведена смена характера теоретических знаний, основанием чего станет сложная аналитика, постулизированная на цепочке когнитивных операций;
- возможно, усилится социальная дихотомия между элитным образованием (которое будет аккумулировать «инженерное» знание передовых технологий) и массовым «поп-образованием» (которое посредством геймификации и эдютеймента интегрировано в игровую оболочку). При этом постоянная смена реальности образования будет находиться в режиме конструирования без рамок, конца и результатов. Возможно, что постоянная динамика образовательного процесса и биоцифровая эра позволят устранить имеющийся на современном этапе дизруптивный процесс – консерватизм исследований в научном сообществе.
С точки зрения смены парадигмы системы образования, основные положения концепции «Университет 4.0» можно выразить следующим образом (см. Рис.5).

Заключение и вывод

Целью работы являлась оценка и оптимизация концепции «Университет 4.0». В процессе работы цель достигнута. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
Детерминанты, необходимость и суть новой концепции до сих пор остаются дискуссионным вопросом в академическом сообществе. Очевиден один вывод – изменения самой концепции университета неизбежны. Станет ли он проводником новой парадигмы знаний, потребностей и умений, проводником новой социокультурной реальности с аксиологической основой, или полностью сместится к утилитарным функциям, на настоящий момент является открытым вопросом.
Общую суть имеющейся концепции можно определить следующим образом: это смена не только парадигмы, но и сущности предшествующего в той или иной степени классического образования, на смену которому придет модель высшего образования, объединяющая основные компоненты экономики будущего.
В реализации модели принимают участие многие вузы РФ: СПбПУ, ИТМО, МИФИ, УрФУ и др. Однако при рассмотрении особенностей внедрения, очевидно, что предполагаемые «внедряемые элементы» концепции больше соответствуют Проекту 5-100, т.е. в значительной степени сохраняют черты классического образования, сделав акцент на рейтингах и повышении престижа вуза.
Нами определены основные проблемы концепции «Университет 4.0», на основании чего сделано заключение о нежизнеспособности имеющейся концепции. Разработана стратегия новой концепции со сменой парадигмы образования, направленности модели, заменены основные структурные элементы, определена социальная эффективность, рассмотрены вероятные прогнозы внедрения. Сделано заключение о низкой вероятности внедрения модели.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ