Стратегия обеспечения экономической безопасности на мезоуровне

Цели и задачи

Цель работы – изучение стратегии обеспечения экономической безопасности на мезоуровне.

Введение и актуальность


При проведении анализа рассмотренных методик была сделана попытка выявить общие, наиболее часто применяемые показатели, но таковых оказалось менее 10 % , что подтверждает существующий вывод об отсутствии общепринятой научно – теоретической и методической базы, позволяющей провести оценку уровня экономической безопасности региона.
Региональное управление, в общем случае, заключается в регулировании воспроизводственных процессов, локализованных на конкретной территории, причем эффективность управления «…..зависит от состояния структурной, инвестиционной, социальной, природоохранной, финансовой ….» и других составляющих. От того, насколько сбалансирована система управления существующим потенциалом, зависит пропорциональное развитие экономики региона [7, с. 6].
С точки зрения экономически безопасного развития, региональные органы управления, в зависимости от целей, могут применять как общеэкономический, так и селективный подход, оптимально объединяя административные и экономические методы. Но, для оптимального управления органам управления необходимо иметь объективные данные о тенденциях развития исследуемого направления в прошлом периоде, состоянии его в настоящее время и прогнозе на будущий, стратегический период. Объективные данные, в свою очередь, могут быть получены из мониторинга статистической отчетности за каждый исследуемый период.
Анализ существующих методик оценки экономической безопасности регионов и характера используемых индикаторов показал, что их число колеблется в пределах до 32 показателей, а совпадений в их выборе не превышает 10 % . Тем не менее, это дает возможность проведения системной оценки уровня экономической безопасности не только с помощью интегрального показателя, но и системой частных (единичных) показателей по структурным направлениям экономики региона. При этом интегральный показатель используют для принятия стратегических решений, а единичные показатели – для выработки оптимальных управленческих решений по структурным направлениям, обеспечивая, тем самым, упреждающее антикризисное управление. Это связано с тем, что именно упреждающее управление обеспечивает экономическую безопасность системы, уровень которой повышается по мере совершенствования управления.
При расчетах экономической безопасности на макроуровне рассматривают её следующие виды: финансовую (22 переменные), производственную (8), инвестиционную (5), научно - техническую (8), энергетическую (10), внешнеэкономическую (7), социальную (13), демографическую (6), продовольственную (12) [3, с. 122].
Для регионального уровня могут быть применены те же индикаторы оценки безопасности, но предполагается целесообразным, для получения более полной информации о состоянии экономики региона, рассмотреть возможность расширения их спектра, учитывая, что статистические сборники приводят более широкий круг данных.
Причем, при разработке методик интегральной и единичной оценок экономической безопасности региона должны быть выбраны индикаторы безопасности, определены их пороговые значения и весовые коэффициенты а также закономерности, отражающие зависимость уровня безопасности от текущего значения переменных.
При таком подходе управление экономической безопасностью региона можно рассматривать как процесс целенаправленного изменения некоторых единичных параметров, определяющих интегральный количественный показатель, который позволит использовать определенные способы и методы управления для оптимизации принятия управленческих решений и активизации процесса движения социально – экономической системы к границе экономической безопасности.

Заключение и вывод

Особенности регионального развития нашей страны формируются под влиянием трендов развития мировой экономики и изменения факторов, определяющих социально-экономическое состояние страны. Существует конфликт интересов субъектов экономической деятельности внутри регионов, межрегиональный, между Федеральным центром и регионами. Это приводит к снижению социально-экономической стабильности региональных территориальных систем через формирование негативных воздействий, которые способны причинить ущерб с определенной долей вероятности.
Отличительной особенностью экономической безопасности региона является обеспечение защиты от влияния негативных воздействий, влекущих невыполнение социальных обязательств перед населением или неудовлетворение потребностей населения.
Объектами экономической безопасности региона являются территория, население и экономика, включая производственные фонды, инфраструктуру, природные ресурсы и т.д. Группа показателей и индикаторов, характеризующих экономическую безопасность региона, соответствует составу негативных воздействий и последствиям их влияния. К ним относятся показатели, характеризующие средства региона, направляемые на обеспечение экономической безопасности региона; индикаторы удовлетворения эталонных потребностей населения региона; показатели ущерба социально-экономической системе региона от влияния негативных воздействий на экономическую безопасность.
Задача определения отраслевых приоритетов экономического развития регионов важна для нашей страны. Однако в стратегических инициативах Федерального центра региональные особенности четко не показаны, что связано с неполной информированностью центральных властей о положении на местах. С другой стороны, на региональном уровне стратегии социально-экономического развития формируются без учета глобальных экономических и технологических трендов. Это приводит к низкому качеству разработки и содержания региональных стратегий, неэффективному использованию бюджетных средств и неверных сигналов бизнесу для осуществления инвестиционной деятельности.
Повышение экономической безопасности регионов связано с развитием региональной промышленной политики нового поколения, которая усиливает роль регионов в расширении несырьевого экспорта и международного сотрудничества в целом, повышает важность неценовой конкуренции между регионами за инвесторов. Это позволит минимизировать дублирование и фрагментацию федерального финансирования, будет способствовать формированию оптимального инвестиционного климата каждого субъекта РФ и росту их экономической безопасности.
Одним из направлений решения этой проблемы может быть использование опыта Европейского Союза по региональному развитию на принципах концепции умной специализации. Суть её заключается в том, что каждый регион должен найти свой уникальный экономически обоснованный путь развития. Уникальность достигается путем сочетания внутреннего знания (получаемого от местных сообществ) с внешним (глобальные тренды, стратегии других регионов, приоритеты и программы на национальном и международном уровне).
Важным условием при определении отраслевых приоритетов в рамках умной специализации является обоснованная доказательность за счет использования кластерного подхода. И в России, и за рубежом кластерные инициативы часто выступают в качестве приоритетов регионального развития. Кластерные инициативы выступают в качестве платформ, где создаются межотраслевые специализированные стратегии и развиваются новые конкурентные преимущества территории в ответ на современные вызовы экономической безопасности регионов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ