«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева в психологическом аспекте

В XIX веке появились условия, благоприятствующие развитию психологизма. Повышается ценность личности и при этом возрастает мера ее идейной и нравственной ответственности, усложняется сам исторически складывающийся тип личности. Развивается и становится более сложным мышление человека о мире: появляется большое количество нравственных, политических, философских теорий и систем, часто сложных и внутренне противоречивых. Увеличивается и обогащается духовная культура человека. Все эти процессы способствуют развитию психологизма.
Благодаря активно развивающейся нравственно-духовной проблематике русской литературы XIX века психологизм становится одним из способов описания портрета личности героя.
Особенно полно и органично психологизм как эстетический принцип воплотился в романтизме, который во главу угла поставил самоценность и саморазвитие внутреннего мира личности. Но гносеологическую почву романтизма составлял субъективизм. В «романтическом искусстве», писал Гегель, «субъективность представляет собой понятие духа, идеально по себе сущего, отступающего из внешней сферы в сферу бытия внутреннего, поэтому дух больше не составляет здесь неразрывного единства со своей телесностью». «В целом принцип субъективности связан с одной стороны с необходимостью отказаться от непосредственного единства духа с его телесностью и фиксировать телесное более или менее отрицательно, чтобы извлечь внутреннее из внешнего, с другой стороны, дать возможность проявляться обособленному в его многообразии, расщеплении и движения как духовного, так и чувственного начала». «Романтическая литература» «более чем какое-либо другое искусство, способна раскрыть полноту известных обстоятельств, известную последовательность — смену душевных движений, страстей, представлений и замкнутый круг моментов известного действия» [Гегель 1992, c. 303].
В отличие от классицизма именно неискоренимая противоречивость составляет в романтизме важнейшее и неотъемлемое качество внутреннего мира человека, источник его непрерывного движения и развития. Вместе с тем «романтизм рассматривал внутреннюю жизнь человека имманентно, фактически вне и независимо от ее чувственно-практического выражения и конкретно-исторически обусловленных действий и поступков героя, а также влияния внешней среды» [Хализев 2000, c. 116]. В этом заключалась его существенная ограниченность и односторонность. Влияние внешних условий и саморазвитие личности оказывались разомкнутыми в романтизме.
В.Е. Хализев утверждает, что «гносеологическую почву реализма в искусстве составляло безусловное признание художником существования внешнего мира вне и независимо от человека и признание зависимости от этого мира человека с его сложной духовной жизнью» [Хализев 2000, c. 121]. Исходя из этого, реализм показал социально-историческую детерминированность характера в целом и одновременно самодвижение и саморазвитие внутреннего мира человека (включая психологию), его относительную независимость и самостоятельность. «В органическом сочетании двух этих моментов заключалась главная эстетическая сила и художественная привлекательность реализма, его качественное своеобразие и вместе с тем итоговый характер по отношению к предыдущим этапам в развитии искусства (прежде всего по отношению к романизму)» [Иезуитов 1978, c. 70] .
И.В. Козлик в своей книге «В поэтическом мире Ф.И. Тютчева» пишет о том, что именно в творчестве таких великих романтиков как поздний Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Толстой, Достоевский, такая исконная черта как психологичность, превратилась в осознанный эстетический принцип – психологизм. Психологизм моделирует динамику душевной жизни человека, психические состояния в его душе и сознании. Он позволяет «найти способ, канал» для соединения «истинной, чуть ли не непостижимой» действительности внутреннего мира души и «существующей действительности» [Козлик 1997, c. 28].
Выдающийся филолог и литературовед Л.Я. Гинсбург считает, что «совершенно закономерно то, что психологизм затрагивает сферу художественного метода, формы, стиля произведения, а также характеризует специфику мировосприятия, мироотношения художника, особенности его идейно-эстетических установок» [Гинзбург 1971, c.65]. А.Б. Есин подчеркивает: « Являясь идейно-художественным качеством произведения, сформировавшимся в роли структурной доминанты на определенном этапе развития литературы, психологизм свойственен только определенной разновидности художественных систем, которые представляют собой практическое воплощение психологического способа виденья и художественного освоения действительности» [Есин 2011, c. 32].
По мнению ученого-филолога М.М. Бахтина, формирование психологизма как качественного нового явления в русской литературе XIX века происходило на основе новаторского использования писателями природных резервов слова, его исконной диалогичности. Как писал М. М. Бахтин, «с одной стороны, слово рождается в диалоге как его живая реплика и затем формируется в диалогическом взаимодействии с чужим словом в предмете, и, с другой стороны, оно направлено на ответ и не может избежать глубокого влияния предвосхищаемого ответного слова» [Бахтин 1975, c. 93].
По мнению отечественных литературоведов,в истории русской литературы возникновение такой разновидности поэтического мироотношения связано с появлением романтизма, а также с развитием и утверждением реалистического метода. Так об этом пишет И.В. Козлик: «В условиях этого метода стремление художника к наблюдению над самим собой, самоуглубление было связано с познанием литературой социальных отношений людей и сущности человека» [Козлик 1997, c. 12]. Романтики и реалисты рассмотрели самоценность и автономность внутреннего мира человека, его непростую внутреннюю динамику, осознали его как неоднозначный, противоречивый, многообразный процесс. Следует отметить, что обращение к внутреннему миру личности не случайно, оно отражало насущные тенденции русского общества.
Таким образом, благодаря русскому художественному психологизму XIX века у мировой литературы появилась традиция «объемного изображения внутреннего мира героя»: использование психологического анализа, как способа постижения психики личности, одновременно в ее многоэлементности, разноуровневости и слитности [Есин 2011], позволило ярко и полно изобразить формирование личности и ее нравственно-духовные искания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ