Опыт государственного заказа в Санкт-Петербурге

Цели и задачи

Целью настоящей курсовой работы является анализ основных направлений развития системы осуществления закупок для государственных нужд в Санкт-Петербурге с обоснованием предложений по повышению эффективности ее функционирования.

Введение и актуальность


Например, система административно-правовых норм в области государственного заказа была существенно расширена с принятием в 2012 году Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», который был встроен в общую систему норм о государственном заказе наряду с Федеральным законом о контрактной системе.
Неоднократным изменениям с целью совершенствования правового регулирования установления административно-правовой ответственности за совершение правонарушений в сфере государственного заказа подвергались нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ . В частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен рядом статей, устанавливающих административную ответственность за совершение правонарушений в сфере государственного заказа.
В 2007 году в десятки раз были увеличены размеры административных штрафов за совершение правонарушений в сфере государственного заказа. В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнился рядом новых статей, устанавливающих административную ответственность в сфере размещения государственного оборонного заказа.
Минэкономразвития России на постоянной основе ведет работу по рассмотрению и подготовке ответов на обращения граждан и юридических лиц.
Кроме того, в целях единообразного толкования и применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ было подготовлено совместное письмо от 28 апреля 2016 г. Минэкономразвития России № 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/28993/16 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу запрета осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики».
Таким образом, по результатам мониторинга Минэкономразвития России с участием ФАС России была обеспечена подготовка разъяснений положений Закона № 44-ФЗ, применение которых вызывает затруднения.
В целях вовлечения широкого круга экспертов к мониторингу контрактной системы при Минэкономразвития России сформирован Экспертный совет по контрактным отношениям. Заседания Экспертного совета состоялись 6 апреля 2016 г. и 5 октября 2016 г.
В ходе указанных заседаний были рассмотрены вопросы о внесении изменений в законодательство о контрактной системе сфере закупок, в том числе в части расширения возможностей по обжалованию незаконных действий (бездействия) участников контрактной системы, установления обязанности заказчика согласовывать с контрольным органом в сфере закупок заключение контракта с единственным поставщиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг вследствие аварий, чрезвычайных ситуаций, а также вопросы применения унитарными предприятиями атомной отрасли законодательства о контрактной системе в сфере закупок и установления порядка формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования такого каталога. В рамках совершенствования законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц обсуждался вопрос создания механизма нормирования осуществления закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий.
Однако, как показала практика, указанных мер оказалось недостаточно. По-прежнему сохраняется негативная практика совершения коррупционных правонарушений в сфере государственного заказа, которую в целом можно считать одной из наиболее коррупциогенных в российском праве.
В связи с этим, на наш взгляд, система норм, устанавливающих административную ответственность в сфере государственного заказа, нуждается в дальнейшем усовершенствовании.
Государственный заказ в рыночных условиях — это не рецидив плановой экономики, а инструмент, с помощью которого происходит обеспечение устойчивого совокупного спроса. Он служит стимулом как для экономики в целом, так и отдельных «пластов» экономической системы.
В рыночной экономике государственный и муниципальный заказ играет важную роль. В рамках проводимого исследования можно говорить о политическом, социальном, стратегическом, финансовом и экономическом значении государственных закупок.
Представляя собой гибкий инструмент бюджетно-налоговой политики, государственные заказы стали значимым фактором роста экономики, увеличения предпринимательской активности, способом регулировки структурных изменений в экономике развитых и развивающихся стран.

Заключение и вывод

По результатам проведенного в настоящей курсовой работе исследования были получены следующие результаты:
Качество и эффективность государственного управления экономическими и социальными процессами на федеральном, региональном, муниципальном уровнях проявляется в согласованности и сбалансированности управления принимаемыми решениями, плановыми показателями, программными мероприятиями. Сопряженность, непротиворечивость множества разнородных управленческих воздействий, связанных с решением совокупности взаимосвязанных проблем, служит главным условием поддержания устойчивого состояния и надежного функционирования производства, распределения, обращения и потребления продукции, товаров, услуг в любой экономической системе. В рамках проводимого исследования можно говорить о политическом, социальном, стратегическом, финансовом и экономическом значении государственных закупок.
В 2014 - 2016 гг., согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, действуют правила планирования закупок переходного периода. При этом порядок планирования, установленный на 2014 2016 гг., является "промежуточной" формой при переходе на порядок планирования закупок в полном соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, и одной из основных целей установления переходного периода является подготовка заказчиков к новому порядку планирования закупок и выявление возникающих на практике сложностей.
По итогам 2016 г. Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга размещено процедур закупок на общую сумму по начальной (максимальной) цене контракта 156 544,3 млн руб., что составляет 99,8 % от общего количества запланированных в 2016 году процедур закупок.
Самым распространенным способом определения поставщика в 2016 году остается электронный аукцион, доля которого составила 47,2% от общего объема размещенных на официальном сайте извещений. Наблюдается стабильный рост объема закупок, осуществленных указанным способом.
Из анализа представленных сведений следует, что в 2016 году показатели распределения количества и общего объема заключенных контрактов в зависимости от уровня бюджета и типа организации заказчика остались в пределах аналогичных показателей 2015 года.
Полученные по результатам мониторинга сведения отражают положительную динамику роста экономии денежных средств по результатам осуществления закупок в 2016 году. Общая экономия в отчетном периоде составила 10 975,4 млн. рублей.
Государственный заказ можно смело назвать трендом на все времена. Государство является наиболее надежным и стабильным плательщиком. Ко всему прочему, быть поставщиком государства не только выгодно с экономической точки зрения, но и престижно. С компаниями, которые имеют дело с государственным заказом, охотнее работают и коммерческие заказчики, также тщательно относясь к выбору поставщика для своих собственных нужд. В компаниях, являющихся активными участниками государственных заказов, заинтересованы и банки, видя в них своих стабильных клиентов. Особенно это актуально сейчас, в тяжелые для бизнеса времена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ