Социальные установки и их влияние на взаимодействие людей | Пример курсовой работы

Социальные установки и их влияние на взаимодействие людей

Цель исследования – изучение влияния социальных установок на взаимодействие людей.

На понимание интеракционистами явления аттитюда, принципиальное влияние оказало положение Дж. Мида [7] о символическом опосредованнии взаимодействия человека и окружающего мира. Индивид, который имеет в своем распоряжении символические средства (прежде всего язык), толкует, объясняет для себя внешние воздействия и затем взаимодействует с ситуацией в ее символически истолкованных качествах.
В соответствии с таким подходом, социальные установки рассматриваются как определенные психические образования, которые возникают на основе усвоения установок других, референтных групп и лиц. И в структурном плане они являются элементами «Я-концепции» человека, определенными определениями социально желаемого поведения.
По мнению Т. Ньюкома [7], социальные установки основаны на согласованности субъекта рассматривать определенные объекты или ситуации сквозь призму социальных норм и ценностей.
Были предприняты и другие попытки преодолеть «индивидуализм» социальной установки. Отдельные ученые, понимая установку как устойчивую систему взглядов, представлений, связали ее с потребностью индивида в сохранении или разрыве отношений с другими людьми [7].
Таким образом, устойчивость установки, по их мнению, обеспечивается внешним контролем, что проявляется в необходимости подчиниться другим или процессом идентификации с окружением или тем, что она имеет для индивида личностное значение.
Исследование Э. Праткиниса (1988) [7] свидетельствует – «установки индивида играют важную роль в определении того, что он считает установлен-ной истиной». Участники этого исследования использовали свои установки в качестве эвристик при определении того, что является истинным, а затем считали, что их суждения правильны. Попытки разработать эту проблему неоднократно осуществлялись Ш.А. Надирашвили (1974г.) [7], В. Н. Мясищевым (1960г., «концепция отношений человека») [7], А. Н. Леонтьевым («о личностном смысле»), А.Г. Асмоловым и М.А. Ковальчук («порождаемый отношением мотива и цели» 1977г.) [7].
При исследовании формировании личности в детском возрасте, Л.И. Божович [4] установила, что направленность (установка) складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к объектам [4].
Исследователи Д.Р. Уиксон и Д. Лэрд занимаясь разработкой проблем «реконструирование прошлых установок»(1976г.) [7], проводили опрос среди студентов Кларковского университета. Итог опроса: студенты отрицали прежние установки, а скорость, значительность и определенность, с которой студенты пересматривали свое собственное прошлое, просто ошеломляли.
Т. Митчелл и Л. Томпсон [7] в своих работах (конструирование позитивного прошлого 1994), отмечают: «Люди часто видят прошлое «в розовом свете». Результаты исследования: их воспоминания, приятные события оказывались более приятными, чем это было на самом деле.
Д. Холмберг и Д. Холмс (пересмотр воспоминаний, по мере изменчивости взаимоотношений 1994г.) [7] обнаружили этот феномен у 373 новобрачных. Результаты настораживающие: чем хуже вы думаете о партнере, тем хуже будут ваши воспоминания, которые только подтвердят ваши негативные установки [7].
Таким образом, социальная установка – особое состояние личности, предшествующая ее реальному поведению.
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что из всех составляющих параметров главную роль в регулятивной функции играет именно ценностный (эмоциональный, субъективный) компонент, который пронизывает когнитивный и поведенческий компоненты. Свойство ценностной ориентации выступать как установка (или системы установок) реализуется на уровне позиции личности, где ценностный подход воспринимается как установочный, а учредительный, в свою очередь, как ценностный. В этом смысле позиция является системой ценностных ориентаций и установок, которые отражают активные выборочные отношения личности.
Б.Д. Парыгин [11] считает эквивалент динамической структуры личности еще более интегральным, чем установка, психическое настроение личности, которое охватывает как предметно направленные, так и беспредметные психические состояния [11].
П.Н. Шихирев [19] и другие, не отрицая того факта, что психическое настроение является важным структурным образованием личности, одновременно утверждают, что оно не перекрывает понятие позиции. По их мнению, психическое настроение, так же как ценностная ориентация, предшествует возникновению позиции [19].
Таким образом, условием возникновения позиции личности является ее оценочное отношение и определенное психическое состояние (настроение), которое предоставляет позиции разного эмоционального окраса – от глубокого пессимизма и подавленности в жизненный оптимизм и энтузиазм.
Еще один подход (диспозиционный) к структуре личности имеет свои особенности в концепции В.А. Ядова [20]. В ней диспозиция рассматривается как комплекс склонностей, готовности к полному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В таком понимании она очень близка к понятию установки (аттитюду).
Названая диспозиционная концепция оценивает диспозиции личности как иерархически организованную систему с несколькими уровнями:
первый (низший) – образуют элементарные фиксированные установки, без модальности (переживание «за» или «против») и когнитивных компонентов;
второй – составляют социальные фиксированные установки, или аттитюды;
третий – основывается на базовых социальных установках или общей направленности интересов личности на конкретную сферу социальной активности;
четвертый (высший) – сказывается системой ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей [20].
Приведенная иерархическая система является результатом всего предыдущего опыта и влияния социальных условий. В ней на высших уровнях осуществляется общая саморегуляция поведения, нижние, являются относительно самостоятельными, они обеспечивают адаптацию личности по конкретным меняющимся условиям.
Таким образом, большинство исследователей социальную установку рассматривают как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самом себе. Социальная установка оказывает влияние на социальное поведение личности. Это проявляется в том, что любое поведение индивида имеет социальные компоненты, то есть поведение, на которое оказывает влияние присутствие, установки или действие других. Связь аттитюдов и поведения неоднозначная. Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит и от силы аттитюдов, и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

Целью данного исследования являлось изучение влияния социальных установок на взаимодействие людей. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что большинство исследователей социальную установку рассматривают как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, которое обеспечивает стабильность направленности ее деятельности, поведении, представлений о мире и самом себе. Социальная установка оказывает влияние на социальное поведение личности. Это проявляется в том, что любое поведение индивида имеет социальные компоненты, то есть поведение, на которое оказывает влияние присутствие, установки или действие других. Связь аттитюдов и поведения неоднозначная. Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит и от силы аттитюдов, и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.
Социальное взаимодействие имеет место в любой сфере жизнедеятельности общества. Социальное взаимодействие есть взаимодействие между социальными субъектами – личностями, группами, общностями, социальными институтами. Конфликт является одним из видов социального взаимодействия. Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Согласованность, сопряженность, единство регуляторов социальных связей – это важнейшее условие развития отдельных цепей взаимодействия и функционирования всего общества в целом. Человек при взаимодействии с другими испытывает на себе влияние достаточно большой социальной общности, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, чем то, что представляет собой его собственную индивидуальность.
Результаты эмпирического исследования показали, что на включенность человека в группу других, взаимодействие с ними могут оказывать влияние такие социальные установки на других людей как симпатия, безопасность, общительность, легкость. Такие установки делают людей привлекательными и склонными к общению.
На стремление к контролю другими человека могут оказывать влияние такие социальные установки на других людей как слабость, лень, неорганизованность. При таких установках другие воспринимаются как неорганизованные, нуждающиеся в руководстве. На стремление к подчинению и снятию ответственности могут оказывать влияние такие социальные установки на других как смелость, безопасность. При таких установках другие кажутся более компетентными, сильными.
На эмоциональные отношения человека с другими могут оказывать влияние такие социальные установки на других людей как ей как безопасность, оптимизм, то есть поддержка.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. При формировании отношения к другим людям и стратегий взаимодействия с ними существенное влияние оказывают социальные установки по отношению к другим.
Цель исследования – изучение влияния социальных установок на взаимодействие людей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!