Статус, полномочия и организация работы Государственной Думы.

Цели и задачи

Цель данной работы – изучение правового положения Государственной Думы РФ.

Введение и актуальность


В полномочия Председателя Государственной Думы включено ведение заседаний палаты; ведение ее внутренним распорядком; организация работу Совета Государственной Думы; осуществление общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; издание распоряжений по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой и др.
Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы, членами которого являются Председатель Государственной Думы, его первые заместители и заместители, а также руководители фракций и внутрифракционных групп (не более двух).
В полномочия Совета Государственной Думы включено формирование проектов примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; созыв внеочередных заседаний палаты; назначение соответствующего комитета Государственной Думы ответственного за подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой; принятие решения о проведении парламентских слушаний и решений о награждении Почетной грамотой Государственной Думы; иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции, т.е. объединения депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе (ст. 16 Регламента).
Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы, численный состав которых определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Причем такие подразделения палаты формируются по профессиональному критерию, они должны занимать ведущее место в парламенте, что пока скорее относится к фракциям.
Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
б) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
в) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
г) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
д) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
е) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
ж) решают вопросы организации своей деятельности.
Комитеты формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Также Государственной Думой из числа депутатов могут создаваться комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности палаты осуществляет Аппарат Государственной Думы.
Аппарат палаты является постоянно действующим органом Государственной Думы, осуществляющим правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий, Председателя, первых заместителей Председателя, заместителей Председателя, Руководителя Аппарата Государственной Думы, работников Аппарата.
Структурными подразделениями Аппарата являются:
- секретариаты Председателя Государственной Думы, его заместителей;
- аппараты фракций;
- аппараты комитетов и комиссий;
- Секретариат Руководителя Аппарата и его заместителей;
- управления и другие структурные подразделения.
Государственная Дума собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. При этом учитывая сессионный порядок деятельности Государственной Думы, следует отметить, что она действует в соответствии с принципом континуитета, то есть все вопросы, которые не были рассмотрены в ходе сессии, на следующей сессии продолжают рассматриваться с того момента, на котором были приостановлены (в США, например, наоборот действует принцип дисконтинуитета).
Важной функцией Государственной Думы является утверждение (отклонение) кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации. Однако Государственная Дума подлежит роспуску, если с третьего раза не утвердит одну из кандидатур, представленных главой государства.
Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 федеральной Конституции.

Заключение и вывод


Государственная Дума - структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) - Советом Федерации. При этом палат Федерального собрания хорошо прослеживается в законодательной деятельности на федеральном уровне, являющейся основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ.
В то же время нельзя отрицать определенной самостоятельности Государственной Думы в сферах ее ведения. Таковыми, являются все сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляется законодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом. Такой вывод подтверждает, во-первых, структура федерального законодательства, во-вторых, внутреннее устройство самой Государственной Думы, а в третьих особенности полномочий, закрепленных за Государственной Думой РФ.
Практика законодательного регулирования деятельности Государственной Думы пошла по пути включения ее конкретных полномочий не только в Конституцию РФ, но и в ряд федеральных законов. Такой подход представляется вполне оправданным и позволяет учитывать специфику функционирования Государственной Думы. В то же время действующий Регламент Государственной Думы содержит нормы, определяющие требования к законопроектам, по существу определяющие обязанности субъектов права законодательной инициативы, что вряд ли является правильным. Устранению такой коллизии могло бы способствовать принятие Федерального закона "О порядке реализации права законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации".
Государственная Дума занимает первостепенное место в системе разделения властей как достаточно самостоятельная составляющая российского парламента, формируемая путем избрания депутатов Думы гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом роспуск Государственной Думы нельзя безусловно назвать мерой конституционной ответственности, являющейся следствием конституционного правонарушения. Основания роспуска парламента России не связаны с деликтами, и потому "...предположение о том, что правомерное поведение может вызвать какую-либо юридическую ответственность, противоречит природе и целям юридической ответственности, в том числе и конституционно-правовой...". Поэтому будет правильным, считать роспуск Государственной Думы своеобразной является мерой конституционно-правового принуждения либо правовым способом преодоления конституционного конфликта.
И наконец, все полномочия Государственной Думы можно разделить на законотворческие, контрольные и иные. При этом перечень данных полномочий законодатель оставил открытым.
Таким образом, Государственная Дума, хоть и не обозначена в Конституции Российской Федерации нижней палатой, является первым и главным составляющим звеном российского парламента, где действительно не только принимаются законы, но и решается ряд важнейших вопросов государственной жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ