Статус депутата российского парламента

Цели и задачи

Цель курсовой работы является изучение правового статуса депутата.

Введение и актуальность


Так, например, Федеральный закон 2005 г. N 93-ФЗ установил возможность прекращения полномочий депутата в случаях выхода депутата из состава фракции или политической партии. Указанный­ Закон повысил роль политической партии в период легислатуры депутата; введена ответственность депутата в виде прекращения депутатских полномочий на основании потери членства политический партии, от списка которой он был избран. Данная норма является крайне противоречивой.
С одной стороны, она "дисциплинирует" депутатов, предотвращая их переходы из одной политической партии в другую, что способствует недопущению маловероятного коллапса в парламенте, если бы подобные переходы приобрели массовый характер.
С другой стороны, депутат фактически стал жестко связан с той политической партией, членом которой он является, что повлияло на ликвидацию права беспрепятственно изменить партийную принадлежность при изменении своих политических взглядов, идей, мнений.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
а)роспуска Государственной Думы, предусмотренного Конституцией Российской Федерации;
б)выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит;
в)несоблюдения требования Закона о статусе парламентария в части обязанности состоять только в той партии, от которой избирался, а также в части обязанности нахождения только в составе той фракции, которую образовала его партия.
Полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит. А именно в неисполнени своих обязанностей в части работы с избирателями, рассмотрения обращений избирателей и обязанности принимать участие в работе палаты и комитета палаты.
Аналогичные нормы о прекращении депутатских полномочий в случае выхода из партии, от списка которой он был избран, и выхода из состава фракции, в которой он состоит, были закреплены в общих Федеральных законах, регулирующих данные вопросы на региональном и муниципальном уровнях публичной власти.
Также перекочевали нормы о прекращении депутатских полномочий в случае ликвидации или реорганизации политической партии, от списка которой был избран депутат. У депутата при соблюдении партийной и фракционной принадлежности очевидно смещаются приоритеты деятельности. На практике депутат в первую очередь будет стремиться выполнить обязанности перед политической партией и фракцией (немандатные обязанности), чтобы не понести юридически неблагоприятных последствий.
В итоге депутата прочно привязывают к немандатным правоотношениям. При отсутствии права отзыва депутата избирателями депутат может значительно меньше уделять внимания деятельности в избирательном округе; она не является для него приоритетной.
По общему правилу решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий.
Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных Законом о статусе парламентария.
Комиссия по вопросам этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а именно неисполнения в течение 30 и более календарных дней своих обязанностей.
Следует отметить, что данное основание появилось лишь в мае 2016года после историй со скандально известными депутатами Митрофановым А.В. и Пономаревым И.В. Названные депутаты долгое время не исполняли свои обязанности, но получали огромную заработную плату. Очевидно, что депутаты Государственной Думы весьма затянули с решением данного вопроса

Заключение и вывод

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, что обусловлено федеративным государственным устройством:одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Выразителем интересов субъектов Российской Федерации является Совет Федерации, а Государственная Дума призвана представлять интересы населения России в целом.
Палаты Федерального Собрания представлены, соответственно, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы.
Правовой статус парламентариев определяется рядом нормативных правовых актов, среди которых определяющее значение имеют Конституция РФ и Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Причем последний можно смело называть Законом «О льготах и привилегиях парламентариев». Действительно, в части установления себе льгот и привилегий, парламентарии поработали достаточно хорошо.
Однако есть некоторые замечания к тексту данного закона. Так, в части 1 ст. 3 Закона о статусе депутата Государственной Думы делается ссылка на утративший силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Считаем необходимым внести коррективы в данный закон, заменив в указанной норме утративший силу федеральный закон на действующий. То есть на Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Закон выделяет весьма скромный перечень обязанностей парламентариев. Это посещение пленарных заседаний, заседаний комитетов, работу с избирателями (регионами) соответственно и соблюдение антикоррупционного законодательства. Следует отметить, что после ужесточения антикоррупционных мер в 2012 году, брак расторгли 102 народных избранника. Поэтому следует поддержать законодательные инициативы об обязании парламентариев подавать сведения о доходах и расходах и на бывшего супруга.
Говоря о требованиях к кандидатам в депутаты, считаем необходимым повысить минимальный возраст с 21 года до 30 лет (как для депутата). Также установить образовательный ценз для парламентариев - высшее юридическое образование, что позволит существенно повысить качество законов.
Можно выделить две основные группы гарантий деятельности депутата Государственной Думы.
К правовым гарантиям деятельности парламентариев относится: право законодательной инициативы, парламентский запрос, депутатский, приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания, право депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами, право депутата Государственной Думы на получение и распространение информации, неприкосновенность депутата Государственной Думы, а также установление ответственности за воспрепятствование их деятельности.
На наш взгляд, перечень правовых гарантий вполне обоснован. Однако наибольшие споры вызывает такая гарантия, как неприкосновенность парламентария. Полагаем, что она парламентарию необходима. В законе установлен механизм лишения депутатской неприкосновенности. Более того, Государственная Дума за всю современную историю лишала своих коллег неприкосновенности девять раз.
Еще больше вопросов возникает относительно объема социальных гарантий парламентариев.
Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом - «вознаграждение».
Надо сказать, что члены российского парламента обладают весьма широкими социальными гарантиями, причем, как в период осуществлениями ими своих полномочий, так и после их сложения, например, в части пенсионного обеспечения.
Закон специально оговаривает, что по объему социальных гарантий члены депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру. Таким образом, в Российской Федерации порядка 600 граждан с социальными правами федеральных министров.
Более того, парламентариям устанавливается ежемесячная надбавка к пенсии. В частности, парламентариям, проработавшим в Федеральном Собрании от пяти до десяти лет устанавливается надбавка - 55 процентов, десять лет и более - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы
Полагаем, что размер «жалования» депутатов неоправданно завышен, как и перечень их всевозможных льгот и привилегий, что вызывает справедливое недовольство в обществе. Сетование отечественных «слуг народа» на зарплаты европейских коллег, не выдерживает никакой критики. В большинстве европейских стран уровень ВВП и уровень жизни населения намного выше российского.
В ряде западных стран разрыв между зарплатой работника и руководителя составляет 3-3,5 раза. Считаем, что было бы более оправданным и уместным установить вознаграждение парламентариям в трехкратном размере среднемесячной зарплаты по России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ