«Государственное регулирование алкогольной продукции»

Цели и задачи

Целью исследования является исследование и комплексный анализ государственного регулирования сферы оборота алкогольной продукции.

Введение и актуальность


Эта деятельность направлена предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями. Контрольная деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению выявленных нарушений и (или) устранению их последствий, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении организациями, индивидуальными предпринимателями своей деятельности. Этот контроль в соответствии с действующим законодательством РФ.
Сегодня, контрольные полномочия в сфере производства и оборота алкогольной продукции осуществляет значительное количество государственных органов. Думается, что это вполне объяснимо и оправдано, так как создание единого органа контроля по всем направлениям (финансовому, техническому, социально-экономическому и др.) практически невозможно.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
В качестве субъектов, осуществляющих государственное регулирование в сфере оборота алкогольной продукции следует признавать не только органы исполнительной власти, которые осуществляют регулирование посредством подзаконного нормотворчества и иных мер властного воздействия исполнительно-распорядительного характера, но и органы законодательной власти, которые осуществляют организующее, регулирующее воздействие путем принятия федеральных законов.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ «О госу- дарственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ)12 можно выделить четыре основные цели указанного регулирования:
1) защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан;
2) защита экономических интересов Российской Федерации;
3) обеспечение безопасности алкогольной продукции, нужд потребителей в ней;
4) контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Таким образом, чтобы ответить на вопрос, насколько эффективно государственное регулирование алкогольного рынка, необходимо выяснить, как достигаются указанные цели.

Заключение и вывод

Итак, подведем итоги проведенного анализа количественных показателей эффективности государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
Рынок алкогольной продукции имеет свою специфику, которая вызывает необходимость активного государственного вмешательства в процессы регулирования производства, потребления, спроса и предложения этой продукции. Рынок не в состоянии регулировать, ограничивать спрос на алкогольную продукцию, ее потребление.
С позиций же социальной справедливости крайне важно ограничение спроса и чрезмерного потребления такого жизненно вредного блага (dis-merit goods) как алкогольная продукция.
Существует ряд причин, обусловливающих необходимость активного вмешательства государства и в процесс формирования предложения алкогольной продукции, ценообразования на нее, регулирования процессов распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации.
Производство и оборот спирта и алкогольной продукции достаточно четко контролируется государством. Отрицательным моментом, на наш взгляд, является то, что контроль (равно как все инструменты административного воздействия на алкогольный рынок) сосредоточен в одних руках – в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, что создает ситуацию, когда не все проблемы местных производителей могут быть «услышаны» в федеральном центре.
В 2014 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается незначительное сокращение потребления алкогольной продукции на душу населения и снижение уровня смертности от случайных отравлений алкоголем.
Однако по данным аналитиков и государственных органов производство и оборот половины алкогольной продукции на рынке осуществляется нелегально, поэтому говорить об эффективности в достижении таких целей государственного регулирования алкогольного рынка, как защита здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечение безопасности алкогольной продукции, пока рано.
При сохраняющейся большой доле нелегальной продукции на алкогольном рынке сокращение количества проверок субъектов предпринимательства и выявленных в ходе их проведения нарушений свидетельствует о недостаточной эффективности государственного контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.
Незначительный рост дохода федерального бюджета от уплаты акцизов по алкогольной продукции крепостью свыше 9% по отношению к росту акцизных ставок не обеспечивает защиты экономических интересов государства и свидетельствует о неэффективности акцизной политики на алкогольном рынке.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ