изучение физиологических основ речи дошкольников в трудах Галины Михайловны Ляминой
Цели и задачи
Цель данной работы заключается в изучении физиологических основ речи дошкольников в трудах Галины Михайловны Ляминой.
Введение и актуальность
С помощью языка человек в процессе речевого общения: 1) разговаривает с иными людьми, обмениваясь с ними идеями, в отсутствии чего нереально наладить общие действия людей в трудовой и публичной жизни; 2) выражает собственные ощущения, стремления, собственные отношения к тем или иным явлениям и событиям; 3) воздействует на остальных людей, побуждая их к тем или иным действиям [25, с. 209].
На протяжении 1000-летней эволюции формирование органов звуковой речи проходило сразу с всеобщим физическим и психическим развитием человека как вида [2, с. 97].
Одной из биологических предпосылок становления возможности произнесения членораздельных звуков стало присутствие у человекоподобных праотцов людей еще большей, нежели у остальных животных, физической активности губ и языка, которая в дальнейшем все больше увеличивалась. Повышение физической активности губ и языка было обусловлено цельным рядом анатомических изменений: [25, с. 203].
- укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно преобразовывалась из остроугольной в подковообразную,
- развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления неких
мышц, задействованных в речевых движениях),
- уменьшением клыков,
- повышением свободной полости рта [25, с. 219].
Последнее обеспечило повышение физической активности языка и вероятность более совершенного резонирования звука, производимого пульсацией голосовых связок гортани, от чего зависят разные звуковые гласные [8, с. 34].
Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь у сегодняшнего человека, могут быть разделены на 2 категории:
- периферические (голосовой аппарат и органы слуха),
- центральные (конкретные структуры головного мозга).
К центральным относятся конкретные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из:
- органов дыхания,
- гортани,
- полости рта,
- полости носа [25, с. 224].
Органы дыхания гарантируют ток воздуха, принуждающий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение [31, с. 134].
Формирование возможности произнесения членораздельных звуков связано с развитием возможности их воспринимать. Человек просто не сумел бы добиться такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он имеет возможность разговаривать членораздельно, если бы сразу с этим никак не развились органы слуха. Для того чтоб разговаривать членораздельно, чтобы речь была схожа с речью остальных людей, нужно слышать самого себя, то есть располагать обратной связью. Развитие слуха человека происходило из-за развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.
Слуховая зона коры у человека условно больше подобной зоны коры головного мозга обезьяны. Но данные отличия выражаются никак не только в количественных признаках — повышении площади слуховой зоны, однако и качественно - у человека в данной зоне находятся специализированные речевые центры [31, с. 134].
В левом полушарии локализуется специфичный слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении деятельности данного центра человек утрачивает способность распознавать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Это явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике гарантирует различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных [30, с. 78].
Слуховой центр Вернике связан с иным специфичным речевым центром коры — центром Брока, который располагается в задней доли третьей лобной извилины левого полушария [31, с. 136]. Называется он двигательным центром речи. Повреждение обычного функционирования этого центра выражается утрате возможности говорить слова (то есть особые последовательности звуков). Внешне у человека остается способность говорить какие-либо звуки, остается способность двигать языком, так как центр, отвечающий за движения голосового аппарата, располагается в передней центральной извилине, однако он как бы утрачивает "память приемов произнесения слов", т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова [25, с. 273].
Центр Брока также считается продуктом эволюционного становления человека (он отсутствует у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Заболевание, связанная с нарушением функций центра Брока, именуется моторной афазией. При ней у больного наблюдается неравномерность речи, ему трудно выбрать необходимое слово, он пытается говорить элементарными фразами [27, с. 47].
Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Это никак не означает, что письменная речь находится в зависимости лишь от центров слуховой речи, для письма нужна еще обычная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции визуальных восприятий, отвечающих за соотнесение визуального восприятия со звуковыми видами центров височных долей, которые регулируют движения глаз центров лобных долей [1, с. 134].
Таковым образом, все формы речевой деятельности регулируются никак не отдельными мозговыми, но трудной системой, комплексом, соединяющим различные участки коры головного мозга.
Открыть физические основы речи - означает сориентировать мозговые центры, правящие ею, обрисовать периферические системы ее снабжения, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее воспитания, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа [25, с. 278].
К периферическим системам снабжения речи относятся:
- энергетическая система дыхательных органов, нужная для происхождения звука;
- легкие и основная дыхательная мышца - диафрагма;
- генераторная система, т.е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании каких возникают звуковые волны;
- резонаторная система, т.е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка [25, с. 279].
2-ая сигнальная система. По И. П. Павлову, у людей есть 2 сигнальные системы раздражителей: 1-ая сигнальная система - это конкретное воздействие внутренней и внешней среды на разные рецепторы (данная система имеется и у животных), и 2-ая сигнальная система, состоящая лишь из слов. При этом только незначимая часть данных слов означает сенсорные воздействия на человека. Служба 2-ой сигнальной системы заключается прежде всего в разборе и синтезе обобщенных речевых сигналов [25, с. 278].
Мозговые центры речи. Особыми исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:
- с левым полушарием головного мозга;
- со слухоречевой зоной коры огромных полушарий - задней долею височной извилины, называемым центром Вернике;
- с зоной Брока, которая расположена в нижних отделах третьей лобной извилины [33, с. 117].
Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов [31, с. 144].
Заключение и вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Галина Михайловна Лямина внесла существенный вклад в развитие отечественной педагогики и педиатрии, а именно, в развитие физиологической речи дошкольников.
Стоит сказать, что Г. М. Лямина училась у опытных и известных педагогов, которые смогли передать весь свой опыт, накопленный ими за все время изучения педагогики. Лямина смогла принять данные знания и опыт, что и позволило ей стать одним из ведущих исследователей дошкольной педагогики и педиатрии.
Методики, разработанные Г. М. Ляминой стали передовыми для своего времени. Стоит также отметить, что на их основе были созданы также и другие методики работы не только по развитию речи, но и по другим отраслям дошкольной педагогики. Работы Г. М. Ляминой ценятся также и тем, что она долгое время изучала специфику дошкольного возраста, что отразилось в ее трудах – она отлично знала физиологические особенности дошкольного возраста, что, опять же, отразилось в том, что ее труды стали ценными не только исследователям физиологии речи, но и также другим педагогам, которые исследуют иные аспекты дошкольной педагогики и педиатрии.
Таким образом, изучение трудов Г. М. Ляминой является необходимым аспектом изучения физиологических основ речи детей дошкольного возраста.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт