изучение физиологических основ речи дошкольников в трудах Галины Михайловны Ляминой

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в изучении физиологических основ речи дошкольников в трудах Галины Михайловны Ляминой.

Введение и актуальность


С помощью языка человек в процессе речевого общения: 1) разговаривает с иными людьми, обмениваясь с ними идеями, в отсутствии чего нереально наладить общие действия людей в трудовой и публичной жизни; 2) выражает собственные ощущения, стремления, собственные отношения к тем или иным явлениям и событиям; 3) воздействует на остальных людей, побуждая их к тем или иным действиям [25, с. 209].
На протяжении 1000-летней эволюции формирование органов звуковой речи проходило сразу с всеобщим физическим и психическим развитием человека как вида [2, с. 97].
Одной из биологических предпосылок становления возможности произнесения членораздельных звуков стало присутствие у человекоподобных праотцов людей еще большей, нежели у остальных животных, физической активности губ и языка, которая в дальнейшем все больше увеличивалась. Повышение физической активности губ и языка было обусловлено цельным рядом анатомических изменений: [25, с. 203].
- укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно преобразовывалась из остроугольной в подковообразную,
- развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления неких
мышц, задействованных в речевых движениях),
- уменьшением клыков,
- повышением свободной полости рта [25, с. 219].
Последнее обеспечило повышение физической активности языка и вероятность более совершенного резонирования звука, производимого пульсацией голосовых связок гортани, от чего зависят разные звуковые гласные [8, с. 34].
Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь у сегодняшнего человека, могут быть разделены на 2 категории:
- периферические (голосовой аппарат и органы слуха),
- центральные (конкретные структуры головного мозга).
К центральным относятся конкретные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат состоит из:
- органов дыхания,
- гортани,
- полости рта,
- полости носа [25, с. 224].
Органы дыхания гарантируют ток воздуха, принуждающий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение [31, с. 134].
Формирование возможности произнесения членораздельных звуков связано с развитием возможности их воспринимать. Человек просто не сумел бы добиться такого уровня владения голосовым аппаратом, когда он имеет возможность разговаривать членораздельно, если бы сразу с этим никак не развились органы слуха. Для того чтоб разговаривать членораздельно, чтобы речь была схожа с речью остальных людей, нужно слышать самого себя, то есть располагать обратной связью. Развитие слуха человека происходило из-за  развития центрального аппарата, что выражается в усложнении коры головного мозга.
Слуховая зона коры у человека условно больше подобной зоны коры головного мозга обезьяны. Но данные отличия выражаются никак не только в количественных признаках — повышении площади слуховой зоны, однако и качественно - у человека в данной зоне находятся специализированные речевые центры [31, с. 134].
В левом полушарии локализуется специфичный слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении деятельности данного центра человек утрачивает способность распознавать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Это явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике гарантирует различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных [30, с. 78].
Слуховой центр Вернике связан с иным специфичным речевым центром коры — центром Брока, который располагается в задней доли третьей лобной извилины левого полушария [31, с. 136]. Называется он двигательным центром речи. Повреждение обычного функционирования этого центра выражается утрате возможности говорить слова (то есть особые последовательности звуков). Внешне у человека остается способность говорить какие-либо звуки, остается способность двигать языком, так как центр, отвечающий за движения голосового аппарата, располагается в передней центральной извилине, однако он как бы утрачивает "память приемов произнесения слов", т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова [25, с. 273].
Центр Брока также считается продуктом эволюционного становления человека (он отсутствует у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Заболевание, связанная с нарушением функций центра Брока, именуется моторной афазией. При ней у больного наблюдается неравномерность речи, ему трудно выбрать необходимое слово, он пытается говорить элементарными фразами [27, с. 47].
Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Это никак не означает, что письменная речь находится в зависимости лишь от центров слуховой речи, для письма нужна еще обычная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции визуальных восприятий, отвечающих за соотнесение визуального восприятия со звуковыми видами центров височных долей, которые регулируют движения глаз центров лобных долей [1, с. 134].
Таковым образом, все формы речевой деятельности регулируются никак не отдельными мозговыми, но трудной системой, комплексом, соединяющим различные участки коры головного мозга.
Открыть физические основы речи - означает сориентировать мозговые центры, правящие ею, обрисовать периферические системы ее снабжения, описать синтагматические и парадигматические механизмы ее воспитания, а также механизмы ее восприятия и организации речевого ответа [25, с. 278].
К периферическим системам снабжения речи относятся:
- энергетическая система дыхательных органов, нужная для происхождения звука;
- легкие и основная дыхательная мышца - диафрагма;
- генераторная система, т.е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании каких возникают звуковые волны;
- резонаторная система, т.е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка [25, с. 279].
2-ая сигнальная система. По И. П. Павлову, у людей есть 2 сигнальные системы раздражителей: 1-ая сигнальная система - это конкретное воздействие внутренней и внешней среды на разные рецепторы (данная система имеется и у животных), и 2-ая сигнальная система, состоящая лишь из слов. При этом только незначимая часть данных слов означает сенсорные воздействия на человека. Служба 2-ой сигнальной системы заключается прежде всего в разборе и синтезе обобщенных речевых сигналов [25, с. 278].
Мозговые центры речи. Особыми исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана:
- с левым полушарием головного мозга;
- со слухоречевой зоной коры огромных полушарий - задней долею височной извилины, называемым центром Вернике;
- с зоной Брока, которая расположена в нижних отделах третьей лобной извилины [33, с. 117].
Кроме того, речь обеспечивается функционированием определенных физиологических механизмов [31, с. 144].

Заключение и вывод


Таким образом, можно сделать вывод о том, что Галина Михайловна Лямина внесла существенный вклад в развитие отечественной педагогики и педиатрии, а именно, в развитие физиологической речи дошкольников.
Стоит сказать, что Г. М. Лямина училась у опытных и известных педагогов, которые смогли передать весь свой опыт, накопленный ими за все время изучения педагогики. Лямина смогла принять данные знания и опыт, что и позволило ей стать одним из ведущих исследователей дошкольной педагогики и педиатрии.
Методики, разработанные Г. М. Ляминой стали передовыми для своего времени. Стоит также отметить, что на их основе были созданы также и другие методики работы не только по развитию речи, но и по другим отраслям дошкольной педагогики. Работы Г. М. Ляминой ценятся также и тем, что она долгое время изучала специфику дошкольного возраста, что отразилось в ее трудах – она отлично знала физиологические особенности дошкольного возраста, что, опять же, отразилось в том, что ее труды стали ценными не только исследователям физиологии речи, но и также другим педагогам, которые исследуют иные аспекты дошкольной педагогики и педиатрии.
Таким образом, изучение трудов Г. М. Ляминой является необходимым аспектом изучения физиологических основ речи детей дошкольного возраста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ