Статистический анализ динамики прожиточного минимума в России

Цели и задачи

Цель работы – провести анализ динамики прожиточного минимума.

Введение и актуальность


Доходы населения формируются за счет заработной платы, натуральных поступлений от общественного хозяйства, денежных и натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, выплат, полученных из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии и т.д.), доходов за счет поступлений из финансовой системы в виде выигрышей по займам, процентов по вкладам, доходов от предпринимательской деятельности и прочих поступлений.
Доходы населения конечные – это доходы, получаемые домашними хозяйствами за счет перераспределения национального дохода и используемые для удовлетворения личных потребностей. Они определяются как совокупные доходы домашних хозяйств за вычетом налогов, платежей, взносов в общественные организации, денежных накоплений в форме вкладов в банки.
Индекс номинальных доходов.
,
где:
– конечные денежные доходы населения в отчетном и базисном периодах.
Доходы населения реальные – это часть НД, полученная населением в результате его конечного использования, обобщающий показатель уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Характеризует количество материальных благ, которое может быть приобретено на эти доходы и использовано в процессе получения услуг. Уровень реальных доходов зависит от конечных доходов населения и изменения цен на товары и услуги.
Индекс реальных доходов:
,
где:
– индекс цен на товары и услуги.

Заключение и вывод

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения и отраслей социальной сферы характеризуют социальное положение и развитие общества.
Уровень жизни населения — это сложная комплексная социально-экономическая категория. Уровень жизни не может быть отражен в виде одного показателя, поэтому в статистике используется система показателей, которая позволяет дать всестороннюю характеристику уровня жизни. В нее входят обобщающие стоимостные показатели (валовой располагаемый доход, расходы на конечное потребление, реальные доходы и реальная заработная плата и др.), натуральные показатели, характеризующие объем потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, тканей, обуви, предметов длительного пользования и др.), и показатели, характеризующие занятость, продолжительность рабочего дня и недели, продолжительность оплачиваемых отпусков, охраны труда, качества жилья, использования свободного времени и т. п.
Социальная политика нашего государства в период 2014-2016 гг. была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание. После значительного сокращения доходов населения в 2009 году, их восстановление идет умеренными темпами. За 2010-2016 годы реальная заработная плата выросла на 4,4%, реальные располагаемые денежные доходы населения - на 7,3 процента.
Таким образом, среднегодовой уровень прожиточного минимума составил 4852,4 руб. Средний ежегодный прирост составил 14,0% или 538,6 руб. Прожиточный минимум населения РФ с каждым годом возрастает в среднем на 544,6 руб. в год, средний темп прироста составил -14%. А прогнозирование с помощью линейной модели позволило определить прожиточный минимум в 2017 году на уровне 9753,9 руб., в 2018 – на уровне 10298,5 руб., в 2019 году – на уровне 10843,1 руб.
По итогам группировки заметим, что преобладает группа регионов с прожиточным минимумом 7775-10438 руб., данная группа включает 66 регионов, 8 регионов имеют прожиточный минимум в интервале 10438-13101 руб., 5 регионов в интервале 13101-15764 руб., а три региона – 15764-18427 руб.
Анализ данных аналитической группировки показывает, что с увеличением прожиточного минимума от группы к группе систематически не происходит возрастания или убывания соотношение прожиточного минимума и доходов, что свидетельствует об отсутствии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
В заключении данной курсовой работы можно сделать сказать, что социальная политика государства является одним из важнейших вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику в целом, и «победить» бедность в частности. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемленной в плане внимания, финансирования и т.д. Важно так же то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ