Восприятие сложных эмоций и уровень интеллектуального развития.

Цели и задачи

цель настоящего исследования.

Введение и актуальность


В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека [14].
Таковы основные взгляды на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.
Таким образом, психологи дают научное обоснование природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Итак, эмоции – процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривали различные теории, концепции и подходы о эмоциях. Например, в отечественной психологии рассматриваются такие теории, как «Биологическая теория» (П.К. Анохин), «Информационная теория эмоций» (П.В. Симонов), «Единая концепция сознания и эмоций» (Ю.И. Александров) и другие. А также и в зарубежной психологии присутствуют теории о эмоциях: «Эволюционная теория эмоций» (Ч. Дарвин), «Рудиментальная теория эмоций» (Г. Спингер), «Психоаналитическая концепция эмоций» (З. Фрейд), «Двухфакторная теория эмоций» (Ст. Шехтер) и другие. Но пока единого мнения в отечественной и зарубежной психологи в отношении эмоций не существует. Эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций состоит в их глубоком психологическом содержании.

Заключение и вывод

Проведенное нами исследование даёт основание говорить о том, что эмоциональное развитие - важное направление педагогической работы, методическая сторона которого мало изучена. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал необходимость рассмотрения процесса эмоционального развития в единстве социального и биологического факторов, опираясь на принципы системности организации психики детей, учёта возрастных особенностей, естественности включения в педагогический.
В формирующей части эксперимента проводилась работа по ознакомлению детей данной группы с основными эмоциями. Опытно-педагогическая работа показала целесообразность использования художественной литературы, эмоционально-экспрессивных, дидактических игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций, когнитивных схем эмоций, а также целесообразность выполнения заданий в альбомах.
Контрольная часть эксперимента была проведена на материале тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов опытно-педагогической работы показал, что у детей после проведения занятий по ознакомлению с основными эмоциями, комплекса игр наблюдается значительный подъем уровня эмоционального развития.
Исследование подтвердило правомерность выделенных психолого - педагогических условий, способствующих эмоциональному развитию детей. В ходе исследования были выявлены механизмы, составляющие процессуальную сторону реализации эмоционального компонента. К ним относится метод эмоционально - сенсорного воздействия, эмоционально-образного стимулирования и побуждения к сопереживанию, включающие в себя ряд инструментирующих их приёмов.
Все составляющие процесуальной стороны эмоционального компонента обладают свойством широкого переноса и могут применяться не только при усвоении содержания эмоционального компонента, но и содержания, входящего в другие компоненты образования (интеллектуальный и деятельностно-практический).
Все очерченные линии рассматриваемой проблемы позволяют заключить: пока душа ребёнка нежна и податлива, и необычно восприимчива и впечатлительна процесс организации образования может быть связан с эмоциями, чувственным проникновением детей в действительность.
Педагогу следует помнить, что мир взрослых и мир детства - две сильно отличающиеся друг от друга реальности. То, что для взрослого кажется несущественным, необязательным для ребёнка заполнено глубоким. Обычные, порой незаметные вещи, события воспринимаются детьми как загадочные и таинственные.
Таким образом, на основе результатов опытно - педагогической работы можно делать вывод о том, что развитие эмоциональной сферы в совместной деятельности с педагогом протекает более успешно, если в педагогический процесс включены специальные занимательные занятия, обогащающие эмоциональный опыт детей шестого года жизни, а также комплекс игр, побуждающий к экспрессивным проявлениям, творческому самовыражению.
В дальнейшем необходимо исследовать вопрос эффективности эмоционального развития в условиях семьи, преемственности в этом процессе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ