Спутниковые системы связи и навигации

Цели и задачи

Цель исследования - изучить и рассмотреть разнообразие спутниковых систем связи и навигации, а так же их применение в логистике.

Введение и актуальность


Таким образом, в настоящее время (2018 г.) в мире реально функционируют две глобальные СНС – американская GPS и российская ГЛОНАСС. Поскольку GPS и ГЛОНАСС одинаковы по принципу работы, достигнута договоренность между Российской Федерацией и США о выпуске таких бортовых приемников СНС, которые могли бы принимать сигналы от спутников обеих систем. Это существенно повысит точность и надежность определения координат.
Но, ни одно государство не хочет в своем развитии зависеть в какойлибо области от другого, хотя бы и дружественного, государства. Поэтому поиск альтернативы GPS и ГЛОНАСС привел к разработке и других систем.
«Галилео» (Galileo) - проект СНС, разработанный Европейским Сообществом. В его создании определенное участие принимает и Россия, а также некоторые страны неевропейских регионов. Европейская система предназначена для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью не хуже одного метра. Первый пробный спутник этой системы был запущен с аэродрома Байконур в 2005 г. (высота орбиты более 23000 км, наклонение 56°), а второй в 2008 г. Ожидается, что к весне 2011 г. на орбите будет уже находиться «минисозвездие» из четырех спутников. Полный же состав группировки планируется развернуть к 2014-2016 г. Он будет вклю- чать в себя 30 спутников (27 рабочих и три резервных). Сигналы спутников Galileo в настоящее время не совместимы с сигналами GPS, но после ее планируемой модернизации (создания Navstar GPS третьего поколения) для потребителей станет возможным использование спутников обеих систем.
Китайская Народная Республика развивает собственную СНС «Бэйдоу» (Baidou), что в переводе означает Северный Ковш, то есть созвездие Большой Медведицы. Первое поколение этой системы, работа над которым начата с начала 90-х годов, включало в себя только геостационарные спутники. Геостационарными называют орбиты, которые лежат в плоскости экватора, а их высота (около 36 тыс. км) такова, что спутник совершает оборот вокруг Земли за такой же период, за который совершает оборот Земля вокруг своей оси. Поэтому геостационарный спутник как бы висит над определенным регионом земного шара. Если орбита имеет такой же период обращения, но не является круговой и не лежит в плоскости экватора, ее называют геосинхронной. Для наблюдателя на Земле спутник с геосинхронной орбитой описывает на небесной сфере «восьмерку».
Второе поколение системы Бэйдоу, разрабатываемое с 2000 г., зарегистрировано в Международном союзе электросвязи под названием Compass. Эта система будет включать в себя пять геостационарных спутников и 30 спутников на средневысотных орбитах. По состоянию на начало 2011 г. запущены три геостационарных и два спутника на средневысотных орбитах. Эта СНС будет совместима с другими СНС и предполагается, что к 2012 г. она будет обеспечивать информацией азиатско-тихоокеанский регион, а к 2020 станет глобальной.
В Индии также разработана своя региональная навигационная спутниковая система (Indian Regional Navigation Satellite System), сокращѐнно IRNSS. Спутниковая группировка IRNSS будет состоять из семи спутников – трех на геостационарных и четырех на геосинхронных орбитах (с наклонением в 29°). Развертывание системы планируется завершить к 2011-2012 г.г. IRNSS будет обеспечивать только региональное покрытие самой Индии и частей сопредельных государств. Бортовые приемники этой СНС будут выпускаться только в Индии. Планируемая точность определения координат над Индией не хуже 10 м, над Индийским океаном – не хуже 20 м.
Япония планирует развернуть к 2013 г. собственную спутниковую систему Quasi-Zenith Satellite System (QZSS). Всего в спутниковый сегмент войдут три спутника, орбиты которых будут выбраны таким образом, чтобы их подспутниковые точки описывали на земной поверхности одну и ту же траекторию с одинаковыми временными интервалами. При этом, по крайней мере, один спутник будет виден под углом места более 70º в любое время на территории Японии и Кореи. Эта особенность важна для гористой местности или городов с высокими зданиями. Она и определила название системы - Quasi-Zenith («Квази-зенитная»). В названии этой японской системы нет слова «навигационная», поскольку в основном она предназначена для связи, передачи данных и т.п. Она действительно способна определять координаты объектов, но сама по себе не сможет непрерывно обеспечивать достаточно высокую точность – ведь она включает в себя всего три спутника. Скорее всего, для навигационных целей она будет использоваться совместно с другими японскими спутниковыми системами. Она также может играть роль функционального дополнения модернизированной Navstar GPS.

Заключение и вывод


Применение спутниковой навигации в логистике значительно улучшает его комплексное обслуживание, продвигая Россию в мировое сообщество цивилизованных перевозчиков.
Комплексом услуг ГЛОНАСС уже сейчас могут пользоваться как большие транспортные объединения, использующие тысячи транспортных средств - трейлеров, контейнеровозов и др., имеющих в эксплуатации только до двух десятков автомобилей, нуждаются в подобных услугах также такие службы, как таможня, силовые структуры, спецтранспорт, скорая помощь, инкассаторы и просто отдельные чиновники, бизнесмены и лица, оснащенные способами потайной индивидуальной охраны и сопровождения. Во всех крупных городах России личный транспорт водителей обеспечен системами ГЛОНАСС с центральным диспетчерским обслуживанием на выделенным транспортных средствам.
Практика показывает, что инвестиции на создание и внедрение транспортными средствами окупаются достаточно быстро за счет оптимизации и повышения эффективности использования транспортных средств.
В отечественной практике продолжается интенсивное развитие логистики на основе использования более совершенного оборудования и современных информационных технологий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ