способы репрезентации категории ужаса в готическом романе 18 века

Цели и задачи

цель научного исследования: провести теоретический и практический анализ способов репрезентации категории ужаса в готическом романе 18 века на примере романа Анны Радклифф «Итальянец».

Введение и актуальность


Философ Й. Хейзинга справедливо заметил: «Тщеславная и безустанная погоня за чем-то абсолютно новым и отвержение старого с порога лишь потому, что оно старое, – это установка, типичная только для незрелых и пресыщенных умов. Здоровый дух не боится брать с собой в дорогу весомый груз ценностей прошлого».
В широком общекультурном плане традиция выступает посредником между прошлым и современностью, механизмом хранения и передачи образцов и приемов деятельности. «Традиция представляет собой такую разновидность исторического сознания, где прошлое претендует быть прообразом настоящего и даже одним из источников совершенства будущего». (Григорьева, 1988: 34)
В энциклопедическом словаре «Этика» отмечается, что традиция выглядит, с одной стороны, как абсолютизация и консервация прошлого и символ неизменности, а с другой – «...традиция, как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости бытия, начало формирования идентичности человека, социальной группы и целого общества». Эта культурологическая оценка имеет прямую связь с филологическими определениями традиции, в которых зафиксирована важнейшая форма ее существования – сохранение и передача знаний и творческих навыков прошлого и настоящего.
В современном литературоведении представлено несколько дефиниций понятия «традиция». В «Литературной энциклопедии» (1929 –1939) дана характеристика традиции как литературоведческой категории: «Традиция (лат. Tradere – «передавать»). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. Согласно своему смыслу, традиция соприкасается с подражанием, влиянием и заимствованием, отличаясь от них, однако, тем, что традиционный материал, будучи общепризнанным в данной литературной сфере, составляет часть ее художественного обихода, организованную обычаем, ставшую общим достоянием, лежащим вне данной среды, еще не усвоенным ею.
Однако, логически различные, понятия эти с трудом различаются на практике, ибо большинство литературных явлений соединяются между собой не одной, а несколькими связями, и традиция нередко переплетается с непосредственным влиянием, подражанием и заимствованием.

Заключение и вывод

В конце ХХ - начале ХХI в. «готиевисты» Великобритании и США приобщают готическую литературную традицию в ряд факторов, которые являются определяющими в литературно-историческом процессе развития литературы.
Неоспоримым становится факт важности функционирования традиций готического и романтического романов (romance), что трансформировались под влиянием романтизма, реализма, эстетизма и сегодня занимают одно из ведущих мест.
Об этом свидетельствует актуализация в художественной практике художников многих предромантических и романтических поэтологических составляющих готического романа (готический хронотоп, лейтмотивы семейного проклятия, преследования, побеги, двойственности, метаобраз лабиринтов, подвалов, склепов и др.), а также содержательного и этического комплекса (провиденциализм, диалогичность, полицентризма), психологических нововведений (эмотивность и техника suspense) (Радклифф, 2000: 88).
Так, готический роман постепенно меняет свой «маргинальный» статус периферийного жанра, усиливается его влияние на развитие современной литературы, о чем свидетельствуют теоретические выкладки М. Саммерса, Дж. Уилта, В. Сейджа.
На наш взгляд, в этом романе Анна Радклифф высвободила свой потенциал и, отойдя от норм романа сентиментализма, нашла себя в женском готическом романе. С приходом 20 века, в Викторианскую эпоху готика теряет позиции доминирования в литературе. Однако, несмотря на это, тропы, характерные для готического письма, остаются на своих местах.
Напомним, что в готических тропов относится создание и ощущение психологического и физического ужаса; тайна на сверхъестественное; сны и бред; безумие; родовые и другие проклятие, наличие ирреальных демонических существ, и тому подобное. Все готические тропы отдельно или в определенных комбинациях остаются в литературе Викторианской эпохи. Викторианская готика отходит от тем и мотивов традиционно связанных с готическим - значительно реже используются образы руин средневековых замков, беспомощных героинь-принцесс и злодеев - а предлагает читателю встреча со сверхъестественным и тем, что невозможно объяснить в привычной обстановке (Радклифф, 2000: 161).
В мотивный комплекс «готических» произведений входят мотивы-доминанты: мифологический, библейский, философский, жизненных ценностей, социальный, драматический, нравственный, психологический, лирический, мистический, балладный, временной, пространственный, традиционный, «готический», предромантический, мотив-ситуация, мотив-действие, мотив-образ, мотив-характеристика, мотив-тип, мотив-пейзаж. Пейзаж в «готическом» тексте становится областью писательского высказывания, необходимой для передачи литературных образов, эмоционально-психологических состояний, эстетических и философских идей. Следуя традиции сентиментального романа, А. Радклифф сохраняет в романе «готическом» психологическую функцию картин природы – создание «пейзажей души», раскрывающих внутренний мир и эмоциональную жизнь героев, созвучных их настроениям.
В литературной «готике» формы пространства и времени имеют специфические свойства и определяются инвариантными «готическими» хронотопами замка, убежища, башни, монастырских и замковых руин. С одной стороны, они являются топосами, материальными конструкциями, в которых локализуются время и пространство, завязываются и свершаются основные события сюжета, с другой – «готическими» метафорами, пространство которых напоминает хитросплетения судьбы, ведущие героев к неизбежному трагическому тупику. Трансформация модели художественного пространства и времени происходит в «Ватеке» У. Бекфорда по вертикали, и пространство «готической» сказки может быть разделено так: «верх» – мир Неба (башня); «середина» – земной мир (реальный, материальный); «низ» – подземный мир. Таким образом, главный герой Ватек соотносится с жизнью небесной (божественной), земной и подземным (адским) миром. Художественный мир «готической» сказки «Ватек» представляет собой символико-аллегорическую картину Востока, в которой автор создает условный образ пространства, содержащий несколько топосов – город Самарру, пять роскошных дворцов и башню халифа, дворец эмира, долину Рохнабада и «пламенные чертоги» падшего ангела (Радклифф, 2000: 166).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ