Современные концепции прибыли (по работам Ф. Найта, Й. Шумпетера и Дж. Уэстонна)

Цели и задачи

Цель исследования: изучение современных концепций прибыли, основанных на работах выдающихся экономистов Ф.

Введение и актуальность


Прибылью от финансовой деятельности принято называть косвенный эффект от привлечения на более выгодных, чем среднерыночные, условиях капитала из внешних источников. Прямая прибыль также может быть получена в процессе финансовой деятельности посредством применения финансовых инструментов для инвестирования собственного капитала в сторонние предприятия.
В экономическом анализе различают также прибыль по составу элементов, ее формирующих. Выделяют валовую (маржинальную), прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Маржинальной прибылью (или валовой маржей) называется положительная разница между суммой выручки-нетто и переменными затратами. Прибылью от продаж считается сумма дохода компании за вычетом всех операционных постоянных и переменных расходов. Прибыль до налогообложения вычисляется как сумма прибыли от продаж и прибыли от других операций.
Чистой прибылью организации называют совокупную величину прибыли (общую бухгалтерскую прибыль), уменьшенную на величину налога на прибыль и других подобных платежей.
Прибыль по характеру налогообложения разделяется на облагаемую и не облагаемую налогом. Эта классификация прибыли имеет важное значение для формирования налоговой политики организации, так как дает возможность оценить различные хозяйственные операции с позиции их итоговой результативности.
По характеру соотнесения с уровнем инфляции различают номинальную и реальную прибыль. Реальная прибыль исчисляется размером скорректированной на индекс инфляции суммы номинальной прибыли за рассматриваемый период.
По периоду формирования прибыли принято выделять прибыль предшествующего периода, прибыль отчетного периода и планируемую прибыль.
По характеру использования выделяют капитализированную и потребляемую части прибыли. К капитализированной прибыли относится направленная на финансирование прироста активов часть общей суммы прибыли. К потребляемой прибыли – часть, израсходованная на выплаты персоналу, собственникам, или выплаты по социальным обязательствам.
Принято выделять два основных подхода к определению затрат организации – бухгалтерский и экономический. Это обусловлено существованием соответственно двух подходов к анализу прибыли. Современная экономическая теория уделяет значительное внимание анализу прибыли действующих в различных рыночных структурах предприятий и организаций. При этом прибыль трактуется как выраженный в денежной форме доход предпринимателя на вложенный капитал или как разница между валовым доходом и совокупными затратами.
Экономической прибылью называется разность между общей выручкой и суммарными издержками (внешними и внутренними). Бухгалтерская прибыль исчисляется, как разность между суммарным доходом от различных видов деятельности и внешними издержками. В бухгалтерском учете существует пять видов прибыли (валовая, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль) :
Слагаемыми объема прибыли и определяющим показателям ее роста относятся многие критерии, из которых важнейшими можно назвать структуру товарооборота и объем продаж, размеры входящих в состав прибыли доходов и расходов, величину налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на размер прибыли отражены на Рисунке 2.

Заключение и вывод


В настоящем исследовании были изучены вопросы, связанные с определением понятия прибыли, ее видов и роли. Особое внимание в исследовании было уделено концепциям прибыли, предложенным Ф. Найтом, Й. Шумпетером и Дж. Уэстоном.
На основании анализа литературы, посвященной понятию «прибыль», можно сделать вывод, что получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности всех коммерческих компаний. Прибыль описывается, как важнейший источник и предпосылка к увеличению капитала, увеличения доходов организации. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат хозяйственной деятельности компании, с другой стороны как фундамент для ее дальнейшего развития.
Также ученые указывают на то, что именно прибыль позволяет не только улучшить конкурентную позицию компании и ее финансовое положение, но и обеспечить экономический рост в масштабах государства.
Резюмируя изученные концепции прибыли можно сказать, что классический подход к формированию прибыли не учитывал факторов неопредленности, в том числе фактора предпринимательского риска. Ф.Найт выдвинул теорию прибыли на основе неопределенности, Й. Шумпетер выделил инновации, как фактор влияющий на формирование прибыли, а Дж.Уэстон обобщил оба подхода, назвав основой концепции прибыли деятельность предпринимателя в условиях неопределенности, опирающуюся в том числе на инновации, как фактор неопределенности.
Рассматривающие экономическое поведение предпринимателей, теории Ф. Найта, Й. Шумпетера и Дж. Уэстона завоевывают все больше приверженцев. Считая предпринимателя ключевой фигурой для развития экономики, а предпринимательский талант – одним из редко встречающихся, сторонники этих теорий считают, что прибыль должна выступать поощрением за подверженность риску и неопределенности.
А в сегодняшних условиях глобального экономического кризиса, роста неопределенности микро- и макроэкономических процессов с одной стороны, и появление большого числа инновационных предприятий, которые живут в условиях постоянного внедрения новых технологий с другой, концепции прибыли, изложенные Найтом, Шумпетером и Уэстоном обретают особенную актуальность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ