СОВРЕМЕННЫЕ КИТАЙСКО-ВЬЕТНАМСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Цели и задачи

Цель данной работы заключалась оценивании современных отношений между Китаем и Вьетнамом в территориальном вопросе.

Введение и актуальность


Одним из важных территориальных вопросов на тот момент являлась экономическая зона в море. 26 декабря 1973 г. правительству КРН поступило предложение от правительства ДРВ начать переговоры для определения официальной границы. Через полгода переговоры между странами были возобновлены в Пекине: вьетнамское руководство предложило КНР морскую и сухопутную границы, ссылаясь на необходимость соблюдения ранее заключенных договоров (Конвенций 1887 и 1895 гг.). Также Вьетнам выступил с предложением о разделении Тонкинского пролива между странами – вьетнамское предложение предполагало разделение по меридиану. Данный шаг позволил бы четко определить принадлежность островов Китаю или Вьетнаму, тем самым разрешив территориальный спор. Однако, Китай был против подобного шага – более того, представители китайской делегации поставили под сомнение правомерность применения второй статьи Конвенции 1887 г., согласно которой ранее и была определена граница в Тонкинском заливе. Различные позиции стран по разрешению данного вопроса привели к тому, что дальнейшие переговоры оказались невозможны.
17 января КНР предприняла попытку вооруженного захвата Парасельского архипелага, территория которого принадлежала республике Вьетнам. По итогам вооруженного столкновения Китай согласился вступить в переговоры с ДРВ.
70-80-е гг. XX в. отмечены постепенным ухудшением китайско- вьетнамских отношений. Так 17 февраля 1979 г. Народно-освободительная армия Китая вторглась в северные вьетнамские провинции, где встретила активный отпор пограничников. Военные действия, продолжавшиеся в течение одного месяца, проходили довольно ожесточенно и привели к большому количеству убитых и пострадавших, а также поставили под удар экономику пограничных зон. Отношения между двумя странами вступили в период жестокой конфронтации, приводящей к постоянным вооруженным столкновениям на суше и в море.
В начале 1900-х г. конфликтующие страны приняли ряд мер по налаживанию отношений и были организованы переговоры, в частности, на тему территориальных вопросов. Так, в октябре 1993 г. КНР и Вьетнам подписали соглашение, которое регулировало границы между государствами (The Agreement on Fundamental Principles to Settle Border and Territory Controversy). В данном договоре было закреплено, что определение границы между странами стоит проводить в соответствии с Конвенции о делимитации границы, которая была подписана странами в 1895 г. Кроме того, также могли использоваться и договоры между династией Цин и Францией, заключенные в конце XIX-начале ХХ века.
Следующим шагом для стран стало подписание «Договора о делимитации границы между Китаем и Вьетнамом» в декабре 1999 г., согласно которому была определена граница между государствами на суше. Кроме того, в декабре 2000 г. также были заключены «Китайско-вьетнамские соглашения о демаркации территориальных вод, исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Тонкинском заливе», в которых были оговорены аспекты определения морской границы между странами. Именно эти соглашения принято считать ключевыми в рамках территориального контроля между странами и определения государственной границы между ними.
Разрешенные споры и стабильная обстановка на пограничных территориях государств смогли создать благоприятные условия для установления стабильных межгосударственных отношений, а также для успешного экономического взаимодействия Вьетнама и Китая.

Заключение и вывод


В целом, в рамках данного исследования были реализованы поставленные задачи, в частности, была рассмотрена история и причины территориального спора между КНР и Вьетнамом, а также перспективы разрешения кризиса в регионе. Решение перечисленных задач дало возможность прийти к следующим выводам.
Территориальный спор между Вьетнамом и Китаем в Южно-китайском море является примером продолжающегося геополитических попыток Китая утвердиться в регионе. В частности, в 2018 г. ситуация все еще не получила дипломатического решения, так как Китай разместил на спорных рифах архипелага Спратли ракеты, что вызвало протест со стороны вьетнамского правительства, что демонстрирует отсутствие прогресса в решении данного международного спора.
В первую очередь, это обусловлено тем, что Южно-китайское море и располагающиеся на его территории острова являются важнейшими стратегическими объектами для прибрежных государств, а также для развития и безопасности международной морской торговли. Огромная важность этой территории сделало ее субъектом оживленных международных споров, главнейшими участников которых являются КНР и СРВ. Со стороны обоих государств предоставлены всевозможные правовые доказательства на владения островами, но периодически вспыхивающие вооруженные столкновения (в частности, в 1974 г. и в 1988 г.) затрудняют процесс мирного урегулирования территориального разногласия.
Вооружённые атаки КРН и последующий захват островов не дают Китаю суверенного права над спорными территориями. Агрессивные действия, предпринятые правительством Китая в районе ЮКМ и островов, привлекли внимание всего мира и вызвали тревогу близлежащих государств. Ввиду постоянных конфликтов и угрозы захвата, район ЮКМ становится территорией с высоким уровнем риска и нестабильности, имеющей большое влияние на развитие современных международных отношений и экономических отношений между странами всего мира и государствами Юго-восточной Азии.
Дальнейшее разрешение спора между Китаем и Вьетнамом относительно территорий в Южно-китайском море возможно как при усилиях правительств обеих государств, так и при международном содействии. Однако, события последних лет демонстрируют неготовность Китая к уступкам в отношении территорий, а также выводе оттуда ракетных комплексов, что является одним из ключевых аспектов напряжения в регионе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ