Использование диалогов при формировании культуры общения на уроках английского языка у учащихся младшей школы

Сегодня высокий уровень развития культуры речи и культуры общения предполагает большой объем активного словаря, умения понимать и использовать речевой материал в процессе устного и письменного взаимодействия в соответствии с коммуникативной задачей, использовать именно те слова, словосочетания и выражения, которые уместны в определенном контексте и наилучшим образом отражают главную мысль и содержание речевого высказывания, умение видеть, различать и использовать различные стилистические оттенки в рамках контекста.
Обучение культуре речи в рамках педагогической деятельности в начальных классах образовательной организации направлено на формирование у школьников умения устанавливать контакт с окружающими, быть активным субъектом межличностного взаимодействия, выражать свои мысли и чувства посредством изученного языкового материала в соответствии с грамматическими нормами и правилами. Формирование культуры общения в начальных классах является системой, включающей в себя следующие взаимосвязанные элементы: обучение правилам и нормам родного языка и поиск способов и форм применения языковых навыков для познавательного психического развития ребенка [22].
Важными областями, которые входят в сферу внимания педагога являются познание, творчество, речь и саморазвитие ребёнка. Именно на эти важные составляющие обращается внимание, когда педагог формирует учебно-воспитательные задачи по речевому развитию школьников. Всё это является основами современной дидактики младшего школьного возраста. Высокий уровень коммуникативной компетенции предполагает умение налаживать общение с окружающими людьми, будь то сверстник или взрослый человек, при помощи речевых (беседа, рассказ и так далее) и неречевых (жесты, мимика, поза) средств и является важнейшей предпосылкой для социального и интеллектуального развития личности.
Основой межличностного взаимодействия индивидов в обществе, по мнению Н.А Песняевой, является диалог, в рамках которого формируются, развиваются и проявляются отношения между коммуникантами. Культура общения в рамках диалога подразумевает принятие индивидами друг друга, стремление слышать и слушать передаваемую в рамках общения информацию, воспринимать и реагировать на нее. Лишь при соблюдении данных правил ведения диалога можно говорить о его влиянии на развитие культуры общения личности [18].
Основное значение в развитии речи ребёнка составляет диалог сверстников, во время которого дети чувствуют себя равными, могут свободно высказывать свои мысли и чувства, проявлять свои знания и показывать умения, имеющиеся в их опыте. Именно в разговоре друг с другом дети учатся самоорганизации и самоконтролю. Именно на диалоге построена современная педагогика саморазвития и сотрудничества, ведь при разговоре с другим ребёнком школьник формирует свои коммуникативные способности, следит за своей речью, а значит и формирует культуру речевого общения, без которой дальнейшая социализация будет затруднена.
Для формирования навыков и умений межличностного взаимодействия в процессе диалогического общения необходимо создать условия не только в рамках образовательного процесса в образовательной организации, но и в семье, как наиболее важном социальном институте в жизни ребёнка младшего школьного возраста, которые способствуют формированию мотивации ребенка к осуществлению межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, его желанию вступать в диалог, вести дискуссию на интересные ему темы. Среди таких условий С. Ю. Курганов выделяет следующие:
развивающая предметно-пространственная среда в рамках образовательного процесса в начальной школе;
пространство для межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста;
формирование речевых навыков не только во время образовательного процесса, но и в рамках внеклассной работе, игровой, исследовательской и творческой деятельности школьников;
положительная психологическая и эмоциональная атмосфера в группе детей младшего школьного возраста, создание и совершенствование образовательной среды, способствующей интеллектуальному и творческому развитию детей [13].
Подводя итог результатам анализа научно-теоретической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры общения, можно сделать вывод, что понятие культура общения рассматривалась многими исследователями в области педагоги и психологии и является достаточно многогранным и многоаспектным понятием.
Формирование культуры речевого общения в младшем школьном возрасте является одним из важнейших направлений педагогической деятельности в рамках воспитательно-образовательного процесса начальной школы, так как оказывает влияние на процесс социализации ребенка в обществе, его умения осуществлять межличностное взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Одним из важнейших условий успешного формирования культуры речевого общения является учет возрастных, индивидуальных и психологических характеристик ребенка, его интересов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ