Оценка роли и перспектив деятельности таможенных перевозчиков в РФ в сфере оказания таможенных услуг

Согласно Таможенному Кодексу Евразийского Экономического Союза деятельность, связанная с оказанием услуг, в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков и иных лиц является деятельностью в сфере таможенного дела и контролируется таможенными органами. На основе данных реестра таможенных перевозчиков на сайте ФТС России с 2010- 2018 гг была скорректирована диаграмма, представленная на рис.1.

Рис. 2.1. Распределение таможенных перевозчиков по территории России на 2018 год
На основе данных диаграмм можно сделать следующие выводы:
1) Количество зарегистрированных таможенных перевозчиков на 2018 составило 246.
2) Большее количество таможенных перевозчиков зарегистрировано в Москве и Смоленской области, что в общей сложности составляет 40% от всех зарегистрированных. Далее идет Санкт-Петербург, на которых приходится 14 % от всех таможенных перевозчиков в стране.
Исходя из данных, представленных в диаграмме можно сделать ряд выводов:
1) Большинство юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, находятся в регионе деятельности ЦТУ и СЗТУ. Это обусловлено повышенным грузопотоком и пассажиропотоком;
2) Наибольшая численность среди юридических лиц у таможенных представителей в ЦТУ;
3) Наименьшая численность юридических лиц среди таможенных органов находятся в регионах отдаленных от таможенной границы.
С проблемами при размещении юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, встречается почти каждый участник ВЭД, ведущий свою деятельность не в Западной части России. Основной проблемой при размещении юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является не их неравномерное размещение (это обусловлено неравномерным заселением территории), а отсутствием конкуренции в ряде субъектов РФ.
Таким образом, создаются неблагоприятные условия для деятельности участника ВЭД, что может повлечь за собой отказ от внешнеторговой деятельности. Также, размещение таможенных перевозчиков имеет ряд аналогичных особенностей и проблем. Более того, отсутствие планомерного распределения и роста таможенных перевозчиков по всей территории России связано с отсутствием необходимой транспортной инфраструктуры по территории РФ, кроме вышеупомянутой Западной части России – ЦТУ и СЗТУ, где находятся основные транспортные узлы. Отсутствие транспортной, а особенно автомобильной инфраструктуры, не может привлечь таможенных перевозчиков, так как именно автомобильный транспорт является самым выгодным по перевозке грузов и, соответственно, самым распространенным видом транспорта (97%). Федеральная Антимонопольная служба (далее – ФАС) представляет аналитические отчеты по результатам анализа конкурентной среды на рынке услуг таможенных представителей, таможенных перевозчиков и оценивает состояние конкурентной среды, как умеренно-концентрированный, но с намечающейся тенденцией к снижению общей концентрации.
Таким образом, определились ряд проблем при размещении таможенных перевозчиков по территории РФ:
1) Высокая концентрация юридических лиц в регионе деятельности ЦТУ и СЗТУ;
2) Отсутствие конкурентной борьбы среди юридических лиц в регионах деятельности других субъектов РФ в связи с их малочисленностью;
3) Отсутствие или низкая транспортная инфраструктура по стране вне Москвы и Санкт-Петербурга.
Исходя из проблем можно определить пути их решения:
1) Развитие транспортной инфраструктуры по всей территории страны;
2) Дальнейший мониторинг ФАС деятельности юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и публикация результатов каждые 2 года;
3) Развитие и поддержание транспортной системы по всей территории РФ;
4) Общее экономическое развитие регионов и их торгового потенциала.
Распределение таможенных перевозчиков по территории Российской Федерации крайне неравномерно. Подавляющее количество указанных лиц сконцентрировано в западной части России. Вместе с развитием транспортной и иной инфраструктуры в Восточной и Центральной части Российской Федерации появится возможность для развития бизнеса и торгового потенциала и в этих регионах страны. Также необходимо отслеживать деятельность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, на предмет монополизации того или иного рынка услуг.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ