Современное состояние рынка монополистической конкуренции в России

Цели и задачи

Цель настоящей работы - рассмотрение действий сил монополистической конкуренции на функционирующем рынке нашей страны, сущность непосредственно монополистической конкуренции, а также формы ее проявления при применении на практике.

Введение и актуальность


В краткосрочном периоде при условиях монополистической конкуренции организация, увеличивающая прибыль (или же уменьшающая убытки), будет стремиться выстроить свое производство при подобной комбинации цены (OP), а также общего объема выпуска (OQ), уравнивающая предельные издержки (MC) и предельные доходы (MR). В данном случае организация может извлечь для себя сверхприбыль, характеризующуюся закрашенным прямоугольником, иначе говоря, MR=MC (рис.1).


Рис.1 Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции

Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки). Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии.
В долгосрочном периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (MTR=MTC). В долгосрочном периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т.е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рис.2):

Заключение и вывод


На основе написанного можно сделать следующие выводы:
На рынке монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продавая дифференцированные виды продукции, которые в большой степени взаимозаменяемы. Фирмы могут легко проникнуть на рынок или уйти из него. Фирмы обладают лишь небольшим количеством монопольной власти. На долговременном отрезке приток новых фирм на рынок происходит до тех пор, пока прибыль не снизится до нуля. Тогда фирмы осуществляют производство с неполной загрузкой производственных мощностей (т.е при объемах производства ниже тех, которые минимизируют средние издержки) Из всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:
Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.
Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.
В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремой избыточной мощности» при монополистической конкуренции.
Однако монополистическая конкуренция имеет не только отрицательные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.
Курсовая работа выполнена, цель и задачи работы достигнуты. На основе проведенного исследования, хотелось бы отметить такие выводы:
При монополистической конкуренции фирмы борются за свое место на рынке благодаря продажам дифференцированного товара. Данный товар в большинстве своем взаимозаменяем. Компании, в свою очередь могут легко проникнуть на рынок продаж, но, в то же время, они могут также легко обанкротиться. Фирмы обладают совсем незначительным процентом монопольной власти.
На долговременных отрезках притоки новых компаний на рынках происходят до тех пор, пока прибыльные средства не достигнут нуля. В таком случае, компании начинают осуществлять производства с неполными загрузками производственной мощности (объем производства меньше тех объемов, которые могут минимизировать средние издержки). Из фактов, описанных выше, можно сделать такие выводы:
Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции. Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя платить за товар «лишние» деньги.
Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем выпуска продукции. В случае совершенной конкуренции каждый продавец производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства несколько меньше оптимального. Поэтому весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле, действуй там те же закономерности, что действуют при совершенной конкуренции.
В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных издержек фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем расходы продавца на производство этой единицы. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах продавцов, так как при этом сократилась бы их прибыль. Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть «теоремой избыточной мощности» при монополистической конкуренции.
Однако монополистическая конкуренция имеет и свои плюсы. Основным положительным фактором принято считать изобилие продукции, ее многообразие. Это помогает полностью удовлетворить все потребности и нужды потребителей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ