Обеспечение прав человека в деятельности следственного комитета РФ

Цели и задачи

Введение и актуальность


Данные обстоятельства позволяют провести сравнительно-правовой анализ этих правовых систем в отношении такого вида деятельности следственных органов, как предварительное следствие, с целью разработки способов адаптации положительного зарубежного опыта защиты прав и свобод человека и гражданина в российских условиях.
Наиболее похожей на российскую систему органов предварительного следствия является немецкая система. Следственные органы Германии, а также Следственный комитет Российской Федерации по своему правовому статусу и положению в системе правоохранительных органов схожи. В отличие от Германии, в Соединенных Штатах система органов, осуществляющих предварительное расследование преступлений, весьма дифференцирована, поскольку отсутствует центральный орган, выполняющий традиционные полицейские функции.
Основным источником как немецкого, так и российского уголовно-процессуального права являются законы (Уголовно-процессуальный кодекс), обеспечивающие нормативную определенность, регулирование уголовно-процессуальных отношений на законодательном уровне.
В уголовном процессе США значительное место занимает использование прецедента в качестве источника уголовно-процессуального права. Преимущества системы рассмотрения дел заключаются в ее гибкости. В отличие от России, правовое регулирование расследования преступлений в этих странах заключается в предписании публично публикуемых законодательных и иных правовых актов. Поэтому такой подход к определению правового режима расследования преступлений носит превентивный характер, поскольку каждый гражданин понимает, в каких ситуациях и какими оперативно-розыскными и следственными процедурами он может стать в случае противоправного поведения
В США и Германии повышенное внимание уделяется разработке норм о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем. Все это подчеркивает приоритет прав человека в деятельности следственных органов США и Германии.
Отсутствие официального уголовного судопроизводства в США и Германии способствует более быстрому и эффективному расследованию преступлений. Следствие в этих странах является предварительной проверкой, которая по своему содержанию сопоставима с дознавательной проверкой, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Разница между ними заключается в том, что милиция имеет право проводить следственные действия, которые по российскому законодательству возможны только после возбуждения уголовного дела. Отличительной особенностью законодательства этих стран по расследованию преступлений является его исключительная рациональность, стремление к экономии энергии и денег, отсутствие дублирования и параллелизма.

Заключение и вывод


На основании изученного материала можно сделать вывод о том что, в XXI столетии в цивилизованном мире уже не возникает сомнений относительно ценности, значимости, престижа такого феномена, каким являются права человека.
Органами Следственного комитета Российской Федерации также уделяется значительное внимание данной проблематике.
К конституционным правам граждан на данной стадии относятся защита граждан от необоснованного уголовного преследования и обеспечение права потерпевших от преступлений на доступ к правосудию и возмещение причиненного вреда.
Своевременное и правильное исполнение требований закона при производстве предварительного расследования позволяет обеспечить полное и оперативное раскрытие преступлений, является гарантией обоснованного привлечения виновного к уголовной ответственности и защиты личности от необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.
Обеспечение безопасности личности от преступных посягательств также представляет одну из основных обязанностей государства.
Закон гарантирует потерпевшему возмещение как имущественного, так и морального вреда, причиненного преступлением, путем установления возможности защитить свои права одновременно с рассмотрением уголовного дела.
Именно в таком подходе видится механизм реализации защиты интересов лиц, понесших моральный и имущественный вред в результате неправомерных действий преступника, и обеспечивается конституционное право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба.
Вместе с тем, несмотря на особый правовой статус Следственного комитета Российской Федерации и его значение в обеспечении и гарантии соблюдения прав и свобод личности, ведомство фактически не имеет (в отличие от органов прокуратуры) конституционно-правового статуса.
В связи с чем, представляется необходимым рассмотреть вопрос о дополнении Основного закона отдельной статьей, закрепляющей понятие, порядок функционирования и структуру Следственного комитета, как основного органа по расследованию преступлений в стране. Указанное будет способствовать повышению статуса ведомства, что объективно необходимо, учитывая его задачи и функции по обеспечению конституционных прав личности в Российской Федерации в рамках уголовного судопроизводства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ