Советский кинематограф и общество в годы Великой Отечественной войны

Цели и задачи

Цель исследования – анализ состояния советского общества и кинематографа времен Великой Отечественной войны.

Введение и актуальность


Пребывание советских граждан за пределами СССР, в частности наблюдения военнослужащими в ходе военных кампаний 1939 – 1940 гг. за уровнем жизни населения в «капиталистическом мире» сказалось увеличением настроений разочарования в советском образе жизни, усилением антисоветских настроений. Наиболее громкие критические оценки звучали со стороны красноармейцев-крестьян.
Неприятным сюрпризом, наложенным властями накануне войны, было введение сборов в верхних уровнях вторичных школ и университетов. Аркадий Маньков, аспирант истории в Ленинграде, описывает эту меру следующим образом: «Самая отвратительная… вещь заключалась в том, что они набросились на нас. Молодежь сдавала экзамены, соответственно имела определенные надежды, затем целый месяц учебы, и вдруг .... Это демонстрирует, как мало заботятся наши лидеры о людях. Они плюют нам в лицо…»
Сара Дэвис в своих исследованиях, отмечает, что предстоящая война упоминалась «во многих комментариях ... как катализатор перемен». Люди полагали, что война приведет к радикальным преобразованиям, таким как Российский опыт в 1905 и 1917 годах.
Маньков полностью осознает, что он является врагом существующего режима. Получив распоряжения о мобилизации на военную подготовку, Маньков пишет: «Я не хочу драться. Я даже не знаю, за что я буду сражаться». 26 октября 1940 года он скопировал выдержки из «Записок» историка Сергея Михайловича Соловьева (опубликовано в 1877 году), в том числе, «Мы были уверены, что только бедствие в форме несчастной войны может произвести благотворные изменения курса и остановить дальнейший распад».
Маньков не вел дневник для образовательных или академических целей: его наблюдения постоянно ссылаются на современный политический контекст и свидетельствуют о пораженческой позиции этого молодого историка. По крайней мере, они содержат представление о том, что поражение в предстоящей войне может иметь благоприятные последствия для страны, аналогичные тем, которые наблюдались после неудачной Крымской войны. Что касается неизбежности войны, то во многих советских людей были иллюзии на этот счет в то время, когда писал Маньков.
Таким образом, советское общество накануне Великой Отечественной войны являло собой сложное явление. За двадцать лет советской власти, по нашему мнению, еще не удалось сформировать действительно единое советское общество, а, собственно, советское поколение только становилось.

Заключение и вывод

Отечественная война явилась внутренней и международной проверкой движущих сил советского общества. Она сплотила советское общество. Если до войны и в ее начале наблюдается еще его разъединенность, настроения апатии и неверия в победу, через тяжелые экономические и идеологические условия, то после совместного горя, совместной борьбы и первых побед уже прослеживается глубокий патриотизм и самоотдача советских граждан и вера в победу с ощущением единства советских народов.
Сила нации проявилась в это время не только в ее способности оказывать вооруженное сопротивление агрессору, но и в способности производить культурные ценности в неблагоприятных условиях войны и оккупации. Несмотря на то, что на первом этапе войны Красная Армия терпела поражения и было оккупировано много советских территорий, культурная жизнь здесь не прекращалось. Наоборот, советская власть, осознавая значение культурных ценностей для сплочения советского общества, сделала все возможное для эвакуации и дальнейшего развития разных отраслей культуры и искусств, что хорошо отражает киноискусство.
Роль кинематографа в годы Великой Отечественной войны была больше, чем, собственно, художественная (как и в предыдущий период). Кино формировало ценностные установки общественного сознания и влияло на массовое поведение населения, утверждало общественные и нравственные ценности в соответствии с изменением хода войны, следовательно, можно сказать выполняло функции социальной рекламы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ