Содержание и применение метода «Морфологического анализа» при подготовке государственных решений.

Цели и задачи

Цель исследования – анализм мероприятий для совершенствования развития деятельности ГАПОУ СО «НТТМПС» в экономике муниципального образования на примере е метода "Морфологического анализа".

Введение и актуальность


Сейчас реализация образовательной политики в сфере реформы системы учреждений СПО происходит на фоне вызовов, определенных не только миграционно-демографическими факторами, социально-экономическими условиями развития регионов, устойчивостью в реформировании системы подготовке и образования, но и активизацией общественно- профессиональных движений.
Выработка эффективной системы контроля за деятельностью подведомственных учреждений системы СПО с учетом обновленной системы работы в результате реформирования обусловлена следующим:
обеспечение занятости молодежи;
формирование активности молодежи и молодежных организаций и поощрение инициатив;
формирование инфраструктуры и системы по поддержке талантливой молодежи;
создание предпосылок для развития патриотизма, социальной адаптации, противодействие антисоциальному поведению;
поддержка проектов по развитию  инновационных методов работы с молодежью;
формирование условий для поддержки молодых семей.
Следует отметить, что значение развития системы учреждений СПО осознано во многих страна, о чем свидетельствую практики в продвижения и реформирования национальной системы учреждений СПО. Так можно выделить такой глобальный проект как WorldSkills.
Проект WorldSkills в рамках развития системы учреждений СПО – это глобальное некоммерческое движение, которое имеет своей целью добиться глобального повышения уровня престижа рабочих профессий у молодежи, и при этом развить уровень реализуемого профессионального образования на основании использования лучших практик.
Спецификой проекта является использования такого инструмента как организация и проведение конкурсов по профессиональным навыков, как на национальном уровне, так и в мире в целом.
Впервые WSI как ответ на недостаток квалифицированных рабочих и недостатки системы учреждений СПО появилась в Испании. Именно в Испании еще в 1947 году был проведен национальный профессиональный конкурс по оценке профессиональной компетенции участников. Использование конкурсной формы организации было выбрано для того, чтобы поднять имидж квалификации в рабочих профессиях и способствовать повышению заинтересованности молодежи в получении рабочей специализации, а так же модернизации системы учреждений СПО страны.
Далее концепцию проекта WSI поддержала Португалия, а потом спустя три года к соревнованиям присоединились конкурсанты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии.
В итоге развития WSI, в 1983 году появилась организация по проведению соревнований профессионального мастерства — International Vocational Training Organisation (IVTO). В начале 2000-х годов IVTO переименовалась в WorldSkills International и изменила символику.
На совереном этапе развития под эгидой WSI реализуются множество различных конкурсных проектов, включая региональные и национальные соревнования, континентальные первенства и, раз в два года, мировой чемпионат.
На территории РФ реализуется проект «Молодые профессионалы» (WSR - WorldSkills Russia) как составная часть глобальной деятельности WSI по реализации миссии – повышение стандартов подготовки кадров в учебных заведениях среднего профессионального образования [43].
В рамках глобальной составляющей WSI развития системы учреждений СПО один раз в два года одна из 79 стран-участниц движения проводит на своей территории мировой чемпионат профессионального мастерства. В 2019-м году его будет проводить Россия в г. Казани - «WorldSkills Kazan 2019».
В рамках проектов WSR развития системы учреждений СПО проводятся всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по следующим направлениям:
Конкурсы по определению уровня профессионального мастерства между студентами системы учреждений СПО в возрасте до 22 лет реализуемые ежегодно. Из числа победивших в финале проекта «Молодые профессионалы» формируется национальная сборная для глобального конкурса - «WorldSkills Competition».
Начиная с 2017 года проводятся конкурсы среди юниоров WorldSkills, между студентами учреждении СПО по подготовке кадров для экономикий и техникумов в возрасте от 14 до 16 лет.
Различные корпоративные проекты крупнейших российских компаний. В корпоративных «WorldSkills» участвую молодые специалисты рабочих профессий в возрасте от 16 до 28 лет. Из числа победивших формируется команда для представления своей корпорации в финале проекта «WorldSkills Hi-Tech».
Проекты «WorldSkills» в профессиях IT-сектора - «DigitalSkills». В «DigitalSkills» участвуют студенты до 28 лет профильных вузов и учреждении СПО по подготовке кадров для экономикий, а также работающие специалисты компаний, напрмиер таких как: «Лабораторию Касперского», «Кибер Россию», «Ростелеком» и «1С».
Проект «AgroSkills» реализуется среди молодых специалистов АПК сектора в возрасте от 18 до 28 лет в трех блоках: «AgroSkills -агрономия», «AgroSkills -ветеринария» и «AgroSkills -эксплуатация сельскохозяйственных машин».
Проект межвузовского конкурса по стандартам WorldSkills. Победители вузовских чемпионатов встречаются в национальном финале [43].

Заключение и вывод

Как показало проведенное исследование важность совершенствования деятельности учреждений системы СПО с учетом роли в экономике муниципального образования обусловлена следующими факторами:
обеспечение занятости молодежи;
формирование активности молодежи и молодежных организаций и поощрение инициатив;
формирование инфраструктуры и системы по поддержке талантливой молодежи;
создание предпосылок для развития патриотизма, социальной адаптации, противодействие антисоциальному поведению;
поддержка проектов по развитию  инновационных методов работы с молодежью;
формирование условий для поддержки молодых семей.
В работе мы основывались на использовании «морфологического метода» в принятии государственных решений. Цель морфологического метода - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта.
Суть морфологического метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией. Следует отметить, что значение развития системы учреждений СПО осознано во многих страна, о чем свидетельствую практики в продвижения и реформирования национальной системы учреждений СПО. Так можно выделить такой глобальный проект как WorldSkills.
Проведенное исследования позволяет констатировать, что сейчас реализация образовательной политики в сфере реформы системы учреждений СПО происходит на фоне вызовов, определенных не только миграционно-демографическими факторами, социально-экономическими условиями развития регионов, устойчивостью в реформировании системы подготовке и образования, но и активизацией общественно- профессиональных движений. К числу таких вызовов развития системы учреждений СПО следует отнести:
ресурсное сжатие бюджетного (разного уровня финансирования в РФ) обеспечения функционирования и развития системы учреждений СПО,
инфраструктурный сдвиг в системе учреждений СПО,
трансформацию спроса в экономике муниципальных образований РФ на услуги системы учреждений СПО,
сужение кадрового потенциала системы учреждений СПО,
учетную зарплатную политику сотрудников системы учреждений СПО, инертность «компромиссных механизмов» реформирования системы учреждений СПО.
В этой связи задачами по совершенствованию и повышению результативности деятельности учреждений СПО являются следующие:
внедрение ФГОС ТОП-50 в системе учреждений СПО;
проведение на всероссийском уровне WorldSkills как продвижение системы учреждений СПО;
внедрение дуального (проектно-ориентированного) обучения в системе учреждений СПО.
Данные выводы нашли свое подтверждение и в рамках проведенного анализа практик ГАПОУ СО «НТТМПС».
ГАПОУ СО «НТТМПС» является частью общей системы образования, и подсистемы СПО учреждений Свердловской области и муниципального образования г. Нижний Тагил.
Текущей целью деятельности ГАПОУ СО «НТТМПС» в муниципальной экономики является формирование современного учреждения системы СПО в соответствии с потребностями инновационной экономики Свердловской области.
В качестве задач деятельности ГАПОУ СО «НТТМПС» в муниципальной экономики можно выделить следующие:
Обеспечение эффективных партнерских отношений Нижнетагильским техникумом металлообрабатывающих производств и сервиса, АО «НПК «Уралвагонзавод» и государственной власти в достижении цели.
Научно-обоснованное прогнозирование потребностей рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Развитие конкурентной профессиональной образовательной среды в соответствии с потребностями рынка труда (требованиями профессиональных стандартов). Разработка и реализация актуального содержания профессионального образования на основе профессиональных стандартов.
Разработка и реализация преемственных, выполненных на основе общей методологии программ общего, среднего профессионального образования при ведущей роли работодателей.
Развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Реализация элементов дуального обучения, эффективное финансирование системы профессионального образования.
Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Создание новой материально-технической базы Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса для инновационной экономики региона.
Распространение эффективных практик по подготовке рабочих и специалистов.
Формирование привлекательного имиджа рабочих и специалистов.
Развитие сетевых форм взаимодействия образовательных организаций на основе интеграции ресурсов.
Возрождение института наставничества для осуществления передачи технического опыта и преемственности поколений.
Участия команды в соревнованиях профессионального мастерства World Skills в области сварки.
В рамках исследования было предложено использовать потенциал кластерного подхода к развитию системы учреждений СПО в целях совершенствования деятельности в экономике.
Кластерный подход является эффективным инструментом стимулирования развития НТТМПС, которое реализуется в:
привлекательности для молодежи в непрерывном получении образования;
быстрой адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к условиям производства;
повышение устойчивости и конкурентоспособности регионального образования.
В этом случае кадры соответствуют не только спросу, но и зачастую опережают его в соответствии с целями долгосрочной перспективы развития сварочного производства Свердловской области.
Управленческое решение 1: Мониторинга и актуализация содержания и структуры образовательных услуг техникума на базе повышения гибкости, вариативности образовательных программ и непрерывности образования в техникуме
Цель реализации первого решения: совершенствование содержания, структуры подготовки и качества образовательной деятельности техникума на основе изучения и реализации образовательных потребностей, требований рынка труда, международных образовательных стандартов, на основе создания системы управления качеством и социального партнерства.
Управленческое решение 2. Повышение эффективности использования инфраструктуры и ресурсного обеспечения техникума НТТМПС в рамках реализации муниципального заказа.
Цель второго управленческого решения: развитие материально-технического, организационного, кадрового и научно- методического обеспечения для реализации техникумом НТТМПС муниципального заказа.
Управленческое решение 3: Развитие практики применения современных менеджмент -технологий в управлении техникума НТТМПС.
Цель третьего управленческого решения: повышение эффективности управления техникумом за счет внедрения современных управленческих и информационных технологий в практики реализации муниципального заказа.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ