Картельные соглашения: микро- и макроэкономические последствия

Цели и задачи

Целью исследования является анализ факторов и степени картелизации отечественной экономики.

Введение и актуальность


Общий объем производства равен X, и он будет продаваться по цене P. Теперь центральное агентство распределяет производство между фирмой A и фирмой B, как это сделал бы монополист, то есть приравнивая MR к отдельным MC. Таким образом, фирма A будет производить X 1, а фирма B – X 2. Фирма с более низкими затратами производит больший объем продукции. Однако это не означает, что А также получит большую долю полученной совместной прибыли. Общая прибыль отрасли представляет собой сумму прибыли от продукции двух фирм, обозначенную заштрихованными областями на рисунке 3. Распределение прибыли решается центральным агентством картеля.
Хотя теоретически монопольное решение легко получить, на практике картели редко достигают максимальной совместной прибыли. Есть несколько причин, по которым прибыль отрасли не может быть максимизирована, даже с прямым сговором картеля.
Должно быть очевидно, что равновесие с совместной максимизацией прибыли будет легче достичь и будет в целом стабильным, если фирмы будут иметь одинаковые затраты и идентичные требования, условия, которые редко выполняются на практике. Даже в этих условиях многие факторы могут смягчить достижение общей цели максимизации прибыли картеля. Основные причины, по которым прибыль отрасли не может быть максимизирована, можно резюмировать следующим образом:
1.Ошибки в оценке рыночного спроса. Обычно эластичность рыночного спроса недооценивается. Каждая фирма считает, что ее собственная кривая спроса является высокой из-за существования совершенных (или почти идеальных) заменителей, сделанных конкурентами, тогда как отраслевой спрос является гораздо менее эластичным. Очевидно, что ошибки в оценке рыночного спроса приводят к ошибкам при выводе MR и, следовательно, к цене, которая выше, чем монопольная цена.
2.Ошибки в оценке MC. Оценка MC рынка на основе суммирования отдельных затрат может включать ошибки из-за неполного знания отдельных кривых MC на всех уровнях выпуска. То есть, даже если картель оценил предельные издержки, что крайне маловероятно, он, вероятно, ошибся.
Такие ошибки приводят к равновесию, которое отличается от монопольного решения. У отдельных членов есть сильный стимул представлять бюджетные данные центральному агентству, поскольку распределение выпуска и доли прибыли определяется, среди прочего, уровнем затрат.
3.Медленный процесс картельных переговоров. Соглашения о картелях занимают много времени из-за различий в размерах, стоимости и рынках отдельных фирм. Во время переговоров каждая фирма ведет переговоры, чтобы получить наибольшее преимущество от картельного соглашения.
Таким образом, даже если в начале переговоров затраты и рыночный спрос были правильно оценены, к тому времени, когда будет достигнуто соглашение, рыночные условия могут измениться, в результате чего первоначально установленная монопольная цена устареет. С картелевыми соглашениями, заключенными более чем с двадцатью партнерами, сложно договориться, и их легко разорвать после достижения.
4. Сложность договорной цены. Как только соглашение о цене достигнуто, его уровень имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительных периодов, даже если рыночные условия меняются. Эта ценовая негибкость обусловлена длительным процессом переговоров о картелях, а также трудностями и неопределенностями, касающимися переговоров членов картеля.
5. «Блеф» отношение некоторых членов в процессе переговоров. Некоторые фирмы могут попытаться снизить цену, расширить свою сбытовую деятельность и в целом добиться значительной доли рынка до окончательного соглашения, чтобы добиться от него максимальной выгоды. Однако такая деятельность имеет лишь краткосрочный эффект и приводит к просчетам реальной монопольной цены и выпуска.
6.Существование дорогостоящих фирм. Если фирма работает с кривой издержек, которая выше, чем равновесный MC, очевидно, что эта фирма должна закрыться, чтобы совместная прибыль была максимизирована. (Фирма С на рисунке 4 должна закрыться.) Однако ни одна фирма не присоединилась бы к картелю, если бы ей пришлось закрыться, даже если другие фирмы согласились бы распределить ей часть общей прибыли, потому что при закрытии фирма теряет все своих клиентов, и если впоследствии члены картеля решат прекратить делиться своей прибылью с этим участником, он мало что может с этим поделать, поскольку ему приходится начинать с нуля, чтобы привлечь своих старых клиентов.

Заключение и вывод


В соответствии с поставленной целью — анализ факторов и степени картелизации отечественной экономики, в курсовой работе решены следующие задачи:
1.Изучено понятие картеля и его эффекта для экономики.
Группа фирм, имеющих официальное соглашение о сговоре с целью производства монопольной продукции и продажи по монопольной цене, называется картелем. Признаки картеля:
-фиксация цен, когда конкуренты договариваются о структуре цен, а не конкурируют друг с другом
-разделение рынков, когда конкуренты соглашаются разделить рынок, чтобы участники были защищены от конкуренции
-фальсификация заявок, когда поставщики общаются перед подачей заявок и договариваются между собой, кто победит и по какой цене
-контролировать выпуск продукции или ограничивать количество товаров и услуг, доступных покупателям.
Картель является одним из монопольных сговоров. Это неформальная ассоциация среди фирм. В рамках картеля фирмы иногда договариваются об общем объеме производства, производимом каждой фирмой, о цене, взимаемой фирмами, или о разделе рынков. Таким образом они избегают конкуренции, снижают затраты и, получают больше прибыли.
Нежелательным результатом формирования картеля является то, что они устраняют конкуренцию и, следовательно, повышают издержки потребителей.
2.Рассмотрены виды картелей.
Существуют картели, договаривающиеся о максимизации прибыли и о разделении рынка.
3.Изучено законодательное регулирование. Российские картели в основном регулируются Федеральным законом Российской Федерации № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Программами ФАС.
4.Рассмотрен уровень картелизации в России. Выявлено, что наибольшая концентрация картелей наблюдается в строительной сфере, рынков продуктов питания, лекарств.
Деятельность ФАС направлена на регулирование конкуренции и выявление картелей. Конкретный ущерб от картелизации по разным оценкам составляет порядка 2% от ВВП. Борьба с картелизацией должна быть подкреплена решениями государства о снижении влияния на экономику, увеличение поддержки мелкого бизнеса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ