Социально-экономические показатели уровня жизни населения России

В нашей стране поддержание качества жизни на стабильно высоком уровне, по мнению большинства ученых, необходимо анализировать с точки зрения составного и сложного процесса, в структуру которого входит деятельность, направленная на разрешения природных, личных и социальных противоречий и трудностей. Оптимальным для решения этой проблемы является сочетание различных объективных и субъективных индикаторов.

Значение исследований качества жизни в России

В настоящее время перед учеными возник вопрос об эффективности процесса экономического и социального регулирования со стороны федеральных и местных властей, поэтому для роста качества жизни в масштабах страны крайне важно развитие каждого региона с этой точки зрения.
Ситуация осложняется тем, что экономической и социальное развитие государства реализуется в условиях значительной концентрации населения в городах. Вышедшие ранее научные труды подчеркивают необходимость формирования механизмов обратной связи государственных властей и общества, которые позволяют установить оценку изменений в социальной сфере города со стороны его населения, которую власти пытаются улучшать. Следует также принимать во внимание, что в оценке уровня жизни населения необходимо любого жителя города рассматривать как эксперта в данном вопросе.
Правительство Российской Федерации при определении направления последующего экономического и социального развития страны и отдельных ее регионов на сегодняшний момент базируется на модели большинства европейских стран, которая подразумевает следующие:
государственный и общественный контроль за рыночными отношениями;
мероприятия по устранению монополий;
формирование стабильного уровня социального равенства;
участие населения страны в процессе демократического управления страной и отдельными регионами;
удовлетворения всех жизненно важных потребностей общества и достижение на базе соблюдения прав граждан его благосостояния.
Основной целью такой социальной политики является создание благоприятной среды для жизнедеятельности во всем обществе, обеспечение справедливого уровня дохода для любого гражданина, оказание социальной помощи людям, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, улучшение здоровья населения. Политика в социальной сфере является определяющей областью для развития страны, главной задачей которой можно назвать формирование и реализацию решений, которые непосредственно имеют значение для самих людей, их положения в социуме, а также для осуществления защиты гражданина с социальной точки зрения, которая включает специфику личности и народов, проживающих в государстве.
В нашей стране на сегодня по определенным причинам официально утвержденного списка экономических и социальных индикаторов, опираясь на которые давали бы объективную оценку уровню жизни населения, не существует, однако, зачастую, в реальных исследованиях на практике, используют ряд механизмов для определения критических значений основных показателей социальной сферы. Экспертная оценка выступает самым распространенным инструментом. Росстат каждый год публикует официальную статистику важнейших показателей в области социального развития для каждого отдельного региона и по всей стране в целом в своих отчетах. В данных изданиях отражена следующую информация, которая помогает дать оценку уровню жизни общества:
объем заработной платы и доля безработицы;
уровень здравоохранения и его доступность для населения;
уровень образования и его доступность для населения;
степень обеспечения безопасности общества.
Основной задачей мониторинга качества жизни является подготовка, сбор и изучение информации о регулировании данной сферы на всех уровнях власти. Контроль за качеством жизни общества на различных уровнях необходимо оценивать, как сложносоставную систему постоянного анализа, прогнозирования и наблюдения за важнейшими экономическими и социальными процессами в стране. Это может дать основу для планирования дальнейшей стратегии развития.
Кроме этого, важными задачами многоуровневой системы мониторинга качества жизни можно назвать выделение основных экономических и социальных процессов, объективную оценку их показателей, их уровень развития, осуществление их комплексного анализа, планирование дальнейшего развития в целях профилактики и ликвидации рисков и угроз возникновения недовольства в обществе.
Для качественного формирования сложной системы мониторинга качества жизни важно утвердить на официальном уровне и осуществить на практике определенные нормы уровня жизни населения, единые инструменты создания социально-экономического механизма с переменным составом аспектов, внедрить единые способы объективных и субъективных индикаторов, количественной и качественной информации на основе единого математического обеспечения.
Делая вывод к первой главе данного исследования, необходимо отметить, что термин «уровень жизни» включает в себя оценку показателей качества жизни населения, основанную на их личной степени удовлетворенности.
В настоящие время политика Правительства Российской Федерации направлена на непрерывный рост уровня жизни общества, что подкрепляется соответствующими законами, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в Конституции Российской Федерации, и программах развития страны.
Официально утвержденного списка показателей, с помощью которых реализуется анализ качестве жизни в государстве не существует до сих пор. Сегодня в этих целях применяю мнение экспертов на базе важнейших экономических и социальных показателей. Это значительно тормозит решение проблемы качества жизни населения.
По этим причинам реализация контроля за главными характеристиками уровня жизни населения страны остается крайне актуальной задачей на сегодняшний день.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ