«Социальная помощь безработным гражданам в системе социального обеспечения РФ»
Цели и задачи
Цель исследования: формирование представления о социальной помощи безработным гражданам в системе государственного социального обеспечения.
Введение и актуальность
Для достижения обозначенной цели мы обратимся к диссертационному исследованию Т.К. Мироновой: «Социальная защита - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия». [24]
В рамках настоящего исследования мы выразим согласие с данным определением, поскольку, на наш взгляд, оно отражает закрепленный в законодательных актах смысл системы социальной защиты граждан.
Как и любое другое сложное социальное явление, система социального обеспечения имеет собственное правовое регулирование.
Рассмотрим некоторые документы международного уровня правового регулирования социального обеспечения.
Рассмотрим Конвенцию ООН «О минимальных нормах социального обеспечения», заключенную в 1952 году, а ратифицированную Россией лишь в октябре 2018 года.
Данная Конвенция затрагивает практически все сферы социального обеспечения, начиная от социального обеспечения в связи с болезнью, заканчивая социальной защитой инвалидов.
Всего конвенция насчитывает 15 разделов, посвященных конкретной социальной группе. В каждом разделе содержатся минимальные базовые требования в части предоставления социального обеспечения.
РФ ратифицировала конвенцию лишь в части обеспечения медицинского обслуживания, болезни, обеспечение по старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечения в сфере материнства, социальной защиты инвалидов и обеспечение в случае потери кормильца.
В качестве примера рассмотрим ст. 10 данной конвенции.
Вышеназванная статья предусматривает выплату пособия, включающего в себя вызов врача на дом в случае наступления болезни.
Примечательно, что подобные меры социального обеспечения закреплены в законодательстве об обязательном медицинском страховании.
Теперь перейдем к национальному уровню социального обеспечения.
Базовым документом в области социального обеспечения следует считать Конституцию Российской Федерации, а также Федеральные законы и многочисленные подзаконные акты.
В качестве примера можно привести Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Социальный кодекс Ярославской области, а также иные нормативно-правовые акты.
Правовое регулирование социального обеспечения по своей природе должно обеспечивать создание и поддержание условий для достойного уровня жизнедеятельности в отношении отдельных категорий граждан Российской Федерации, требующих дополнительной заботы со стороны государства.
Правовое регулирование системы социального обеспечения может носить как общий характер, так и частный.
В подтверждении сказанного мы обратимся к тексту ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , согласно которой: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан». [6]
Как следует из рассмотренного примера, правоотношения, возникающие по поводу социального обслуживания граждан, затрагивают неограниченный круг лиц.
Важно также отметить, что в ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона определен круг субъектов соответствующих правоотношений, к числу которых законодатель относит как органы государственной власти, так и непосредственно самих поставщиков и получателей социальных услуг.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в своем названии содержит специальный субъект соответствующих правоотношений – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Специальный субъект также указан в преамбуле данного Федерального закона, а также в ст. 2, определяющей регулируемые правоотношения.
«Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя». [4]
По тексту закона следует, что законодатель расширил круг специальных субъектов права, что, на наш взгляд, соответствует прямой обязанности органов государственной власти в лице Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по созданию благоприятных условий для жизни человека и гражданина.
В качестве примера социального обеспечения на местном уровне можно привести постановление Администрации муниципального образования Октябрьского района Ростовской области от 20.09.2013 № 811 «Об утверждении муниципальной программы Октябрьского района Ростовской области «Социальная поддержка граждан».
Данная программа призвана снизить социальную напряженность в муниципальном образовании Октябрьский район Ростовской области, для чего администрация муниципалитета наметила определенные задачи, среди которых можно выделить: «Развитие адресной помощи для семей с детьми, сокращение уровня бедности среди семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке», а также ряд иных задач.
Подводя итог настоящей главе, мы приходим к следующим выводам:
Система социального обеспечения – совокупность мер социальной поддержки отдельных слоев населения, закрепленная как на международном, так и на национальном уровнях.
Система социального обеспечения неразрывно связана с системой социальной защиты населения.
Система социального обеспечения способствует снижению социальной напряженности путем предоставления социально незащищенным слоям населения определенных в законодательных актах социальных благ.
Заключение и вывод
Являясь социальным государством, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни человека и гражданина, Российская Федерация разрабатывает совокупность правовых механизмов, при помощи которых можно существенно снизить социальную напряженность в обществе.
Социальная защита безработных граждан включает в себя как оказание государственной материальной поддержки, так и создание условий для самозанятости и профессиональной переподготовки безработных.
Динамика рынка труда наглядно свидетельствует о том, что социальная политика государства в области предоставления различных гарантий безработным должна учитывать как социальные, так и экономические факторы и риски.
Вместе с тем, действующее законодательство в области социального обеспечения отдельных категорий безработных граждан нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Подводя итог настоящему исследованию, мы приходим к следующим выводам:
Являясь частью государственной социальной политики, социальная помощь, оказываемая безработным гражданам, способствует поддержанию минимального уровня жизни безработных граждан;
Существующие виды и формы социальной поддержки безработных граждан позволяют минимизировать уровень безработицы путем вовлечения безработных в трудовую деятельность;
Незначительный размер государственных пособий, предоставляемый безработным гражданам, свидетельствует о нежелании государства создавать социальное иждивенчество;
Предлагаемые поправки в действующее законодательство, с нашей точки зрения, должны стать дополнительной мерой социальной поддержки безработных инвалидов.
Таким образом, мы считаем цель настоящего исследования достигнутой, а задачи реализованными.
Социальная защита безработных граждан включает в себя как оказание государственной материальной поддержки, так и создание условий для самозанятости и профессиональной переподготовки безработных.
Динамика рынка труда наглядно свидетельствует о том, что социальная политика государства в области предоставления различных гарантий безработным должна учитывать как социальные, так и экономические факторы и риски.
Вместе с тем, действующее законодательство в области социального обеспечения отдельных категорий безработных граждан нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Подводя итог настоящему исследованию, мы приходим к следующим выводам:
Являясь частью государственной социальной политики, социальная помощь, оказываемая безработным гражданам, способствует поддержанию минимального уровня жизни безработных граждан;
Существующие виды и формы социальной поддержки безработных граждан позволяют минимизировать уровень безработицы путем вовлечения безработных в трудовую деятельность;
Незначительный размер государственных пособий, предоставляемый безработным гражданам, свидетельствует о нежелании государства создавать социальное иждивенчество;
Предлагаемые поправки в действующее законодательство, с нашей точки зрения, должны стать дополнительной мерой социальной поддержки безработных инвалидов.
Таким образом, мы считаем цель настоящего исследования достигнутой, а задачи реализованными.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт