Методика работы с рассказами на уроках чтения

Цели и задачи

Цель исследования заключается в определении особенностей методической работы над рассказом младшими школьниками в условиях начальной школы.

Введение и актуальность


Нередко встречаются только описательные рассказы. В них говорится о признаках, свойствах предмета, явления, которые можно увидеть одновременно все сразу или последовательно. В рассказе авторская точка зрения обычно не выражается прямо, открыто, а раскрывается через мнение персонажей, которым автор доверяет.

Методика работы над анализом рассказа в начальной школе

В практике работы над анализом рассказов в начальной школе есть существенные различия в той области, к какому типу рассказа принадлежит выбранный текст: повествовательному и описательному. Исходя из этого следует подробно рассмотреть алгоритм анализа повествовательного и описательного рассказов.
Алгоритм изучения рассказа повествовательного типа:
Чтение рассказа, предварительное знакомство с содержанием произведения.
Характеристика повествователя, рассказчика. Присутствует ли повествователь или он отсутствует.
Характеристика образа главного героя, определение причины сложившейся ситуации.
Выяснение чувств, состояния главного героя, выделение в тексте слов, описывающих это состояние.
Определение характерных черт главного героя на основании его поведения, переживаний, поступков.
Словесное описание (по воображению учащихся) главного героя.
Выяснение авторской позиции по отношению к поступку главного героя, личное отношение автора к главному герою через высказывания и авторские оценочные суждения.
Определение основной мысли рассказа.
Определить с ребятами, чему учит рассказ.
Алгоритм анализа рассказа описательного типа:
Внимательное чтение рассказа.
Выявление картин описания природы (пейзажа), животного, портрета главного героя, интерьера, предмета.
Выразительное зачитывание отрывков рассказа, в которых представлены картины описания природы (пейзажа), животного, портрета главного героя, интерьера, предмета.
Устное словесное рисование. Пересказ описательных картин школьниками.
Выявление в тексте произведения слов с общим оценочным значением.
Определение авторского отношения к той или иной описываемой картине.
Определение личного отношения учащихся к той или иной описываемой картине.
Для более эффективной работы над рассказом в условиях начальной школы на уроках литературного чтения необходимо придерживаться следующих принципов работы:
Составление плана рассказа посредством деления его на части.
Выразительное чтение рассказа младшими школьниками.
Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.
Составление плана рассказа посредством деления его на части.
План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание рассказа. Работа над планом состоит из двух этапов: деление произведения на части и озаглавливание частей.
Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определяет его основную мысль, смысловые связи между частями произведения. Работа над планом произведения способствует развитию логических способностей мышления и воображения младших школьников.
Деление на части – первый этап упражнения, наиболее трудный для учащихся. Эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка, которое уже есть логическое упражнение, а именно – составление суждения.
Составленный детьми план служит опорой при пересказе произведения. Не каждое произведение годится для составления плана.
Уже в I классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий, т.е. простейшей логической связи. При этом полезна постановка вопросов к каждой части рассказа, запись которых с последующим анализом текста помогает выделить главную мысль произведения. Отчасти во 2-м – 3-м классах учащиеся уже могут самостоятельно разбить текст небольшого рассказа на смысловые части и озаглавить их.
Выразительное чтение рассказа младшими школьниками.
Выразительное чтение – это основное требование, которое предъявляется к младшим школьникам на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выразительным называется громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, которые были вложены автором в данное произведение. Основным условием выразительного чтения является проникновение читающего в идейное и образное содержание произведения – так называемое вдумчивое чтение.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:

Заключение и вывод

В данной курсовой работе мы рассмотрели один из наиболее перспективных вопросов настоящего образовательного процесса – методика работы над рассказом в условиях начальной школы.
В результате проведенного исследования мы пришли к ряду выводов и заключений, которые сводятся к следующим:
во-первых, рассмотрев подробно толкования таких терминов, как «роман», «рассказ», «малая проза», мы составили рабочее определение термину «рассказ» - это жанр произведения, относящийся к эпосу, в рамках которого в пределах одной сюжетной линии повествуется об одном (реже нескольких героях);
во-вторых, мы представили наиболее эффективную модель работы над рассказом в начальных классах, ориентируясь на возрастные особенности младших школьников. Так, мы привели модель анализа рассказа повествовательного и описательного типа;
в-третьих, мы определили основополагающие принципы в работе учителя над анализом рассказа, которые сводятся к следующим: 1) деление текста рассказа на части и озаглавливание этих частей и 2) выразительное чтение самого текста рассказа с соблюдением ряда условий (ритм, интонация, паузы и т.д.);
в-четвертых, в практической части нашего исследования мы провели диагностику – выявление качества чтения посредством проверки техники чтения. Результатом работы является тот факт, что большинство учащихся (21 человек из 23) получили оценки «5» и «4» и только 2 ученика получили оценки удовлетворительного характера;
в-пятых, мы провели беседу на тему «Я в мире книг», благодаря которой мы выявили какими книгами заинтересованы ребята и что они предпочитают читать. В результате проведенной беседы мы пришли к выводу, что ребята больше знакомы со сказками иностранных авторов, нежели с русскими народными, а это заставляет задуматься о том, что необходимо уделить больше часов на изучение народного фольклора в начальной школе;
наконец, в-шестых, мы привели разработку плана-конспекта урока по литературному чтению во 2-м классе, которая полностью основывается на изученной методике по работе над анализом рассказа в начальной школе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ