Сказка как средство экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Цели и задачи

цель работы – изучить проблему практического использования сказки как средства экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.

Введение и актуальность


Таким образом, посредством грамотной организации предметно-развивающей среды экологического содержания возможно добиться обеспечения формирования у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, познавательного отношения к ней, за счет чего утверждается ценностное отношение к живому миру.
Самой распространенной формой совместной деятельности является процесс создания и поддержания нужных условий для обитателей группового уголка природы.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности склонны больше наблюдать, но не практически исполнять, однако в данном возрасте образец взаимодействия с природой обладает решающим значением: дети смотрят, как воспитатель ласково и бережно обращается с живым миром, он видит действия воспитателя, соответственно, стремится принять в них участие [3].
По мере взросления детей меняется функция воспитателя и степень их самостоятельности, но деятельность остается совместной. В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!» В старшем дошкольном возрасте самостоятельность ребят интенсивно нарастает, становится приемлемой форма дежурства детей в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Обучение дошкольников в совместной деятельности по созданию необходимых условий для растений и животных происходит косвенно — как помощь взрослого ребенку. Формула этого возраста другая: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается». Воспитатель обязательно отмечает все достижения и самостоятельность детей, хвалит их за уверенность и инициативу [4].
При наличии комнаты природы со старшими дошкольниками время от времени осуществляется организация коллективного труда. Такую форму организации возможно ввести после того, как дети обретут первые умения и навыки и будут хорошо знать объекты труда — за кем и как следует ухаживать. В этом случае взрослый берет подгруппу детей (5—10 человек) и организует с ними совместную деятельность — например, это может быть «генеральная уборка» в комнате природы. Воспитатель распределяет детей, предлагает им сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо делать, а потом начинать саму уборку.
Таким образом, благодаря заботе взрослых и дошкольников о растениях и животных, созданию и поддержанию необходимых условий для всех живых существ, находящихся в их жизненном пространстве, достигается реализация главного метода экологического воспитания, метода, обеспечивающего развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Прежде всего, отношение складывается на основе тех конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя по каждой ситуации. Дети узнают, что растения надо поливать, а животных кормить, они узнают, что каждый из обитателей получает свой, совершенно определенный, корм. Для формирования отношения словесного пояснения недостаточно, поэтому воспитатель на глазах у детей проделывает практически все то, что он обозначил словом. Действие и слово должны дополнять друг друга, данные действия являются единым педагогическим актом.

Заключение и вывод


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст – первая и важная ступень, на которой начинается знакомство ребенка с элементарными основами различных видов деятельности, и творчества, формирования его личностного отношения к людям, окружающей среде и всему, что в ней происходит. Окружающая среда для растущего человека имеет свое значение в каждый микропериод его развития. Причем предметно-развивающая среда не может быть всецело воссоздана в домашнем интерьере семьи, и поэтому особенно важно пребывание ребенка в условиях группы детской дошкольной образовательной организации, где такая среда целенаправленно профессионально создается.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая воздействует на его духовное и физическое состояние, на формирование экологической культуры. Чтобы оказывать положительное воздействие, среда должна объективно формировать условия для творческого развития каждого ребенка, его физического и духовного воспитания и совершенствования, обеспечивать ближайшее и перспективное развитие. Развивающая предметная среда, призванная оказать влияние на развитие маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания.
В данной работе мы рассмотрели возможности сказки как средства экологического воспитания. Изучение растений и животных, формирование навыков бережного отношения к растениям и живой природе – это важнейшая задача дошкольного воспитания. Чтобы ее реализовать, необходимо использовать широкий арсенал игровых и наглядных средств и пособий, которые представлены в экологической предметно-развивающей среде ДОУ. Сказка может удачно дополнить и раскрыть все эти возможности развивающей среды ДОУ. Педагог должен правильно использовать возможности сказки, ее воспитательного потенциала. На основании проведенного эксперимента мы пришли к выводу о том, что сказка очень хорошо воспринимается детьми, мягко и ненавязчиво формирует правильное и гуманное отношение к природе, что становится основой для формирования экологической культуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ