Система управления персоналом в современной организации ( на примере организации магазина пятерочка)

Цели и задачи

Целью настоящей работы является исследование теоретико-методологических основ функционирования системы управления персоналом и разработка предложений по повышению ее эффективности на примере сети супермаркетов «Пятерочка».

Введение и актуальность


В 2006-м году произошло слияние торговой сети «Пятерочка» с существовавшей с 1995-го года и принадлежавшей Alfa Group сетью магазинов «Перекресток», в результате чего возник розничноторговый холдинг X5 Retail Group. Торговая марка обоих сетей при этом была сохранена. Общее количество магазинов превысило 600, товарооборот – 3 млрд долларов.
Таким образом, X5 Retail Group стала крупнейшей продовольственной розничной торговой сетью в стране. Это способствовало динамичному развитию компании в целом и сети «Пятерочка», в частности.
В настоящее время основным акционером холдинга (47,86% акций) является финансовая группа «Альфа». 11,43 % акций принадлежит Intertrust Trustees Ltd, 0,06 % — топ-менджерам X5, 0,02 % – это казначейские акции. 40,63% акций находятся в свободном обращении (ими владеют акционеры, имеющие менее 3% акций).
Сегодня зарегистрированная в Нидерландах X5 Retail Group N.V. является крупнейшей в России продовольственной розничной компанией, которая контролирует 8% рынка, присутствуя в 61-м регионе России. Под ее управлением находятся магазины нескольких форматов: магазины «у дома» под брендом «Пятерочка» (10481 магазин), супермаркеты под брендом «Перекресток» (584), гипермаркеты под брендом «Карусель» (91) и 170 магазинов малой площади под брендом «Перекресток-Экспресс», через которые проходят около 10 млн покупателей ежедневно. Также компания управляет 37 распределительными центрами и собственным автопарком из 2550 грузовых автомобилей.
Схема управления компанией X5 Retail Group N.V. изображена на рисунке 1.
Исполнительная дирекция осуществляет общее руководство деятельностью компании и несет ответственность за достижение корпоративных целей и задач компании, реализацию ее стратегии и корпоративных политик.
Как видно из приведенной схемы, структура управления компанией Х5 Retail Group децентрализована. Руководители розничных форматов – торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» – напрямую подчинены главному исполнительному директору. Сами эти торговые сети не имеют статуса юридического лица.
В рамках каждой сети функционируют самостоятельные структурные подразделения: коммерческий департамент, финансовый департамент, департамент маркетинга, дирекция по управлению персоналом, служба безопасности, департамент развития.
Кроме того, в структуре торговой сети «Пятерочка» есть подразделение логистики, а сети «Перекресток» и «Карусель» одновременно обслуживает одно логистическое подразделение.

Заключение и вывод


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация его содержания, достижение поставленных целей и задач самым прямым образом зависит от существующей системы управления персоналом организации, полноты освоения механизма его функционирования, выбора оптимальных форм и методов работы с персоналом.
2) Принципы управления персоналом – это правила, нормы и положения, которых должны придерживаться руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Эти нормы и правила отражают требования объективно действующих экономических закономерностей, поэтому являются объективными.
3) Основой эффективного функционирования системы управления персоналом современной организации являются:
опора на научно-обоснованные принципы управления персоналом;
применение в управлении персоналом оптимальных методов и технологий управления персоналом, соответствующих принципам, лежащим в его основе;
соответствии системы управления персоналом общей концепции развития организации.
4) HR-служба современной организации – это структурное подразделение, которое благодаря профессиональной подготовке его сотрудников способно решать широкий круг проблем, связанных с подбором, обучением, расстановкой, ростом, закреплением, обновлением, воспитанием и учетом кадров, а также оказывать квалифицированную помощь в решении кадровых вопросов руководителям организации, служб, подразделений, представителям общественных организаций.
5) Особенностью системы управления персоналом является то, что в качестве субъекта управления персоналом выступают не только сотрудники HR-службы, но и руководители всех уровней, выполняющие функцию управления персоналом по отношению к своим непосредственным подчиненным.
6) Независимо от индивидуальных особенностей организации набор функций системы управления персоналом остается неизменным, изменяется лишь трудоемкость их выполнения. Некоторые функции могут быть переданы другим подразделениям организации, структурно не относящимся к HR-службе.
7) Управление персоналом и, соответственно, деятельность HR-службы не является самоцелью. Оно осуществляется с целью повышения эффективности работы организации и обеспечения ее конкурентоспособности, а также профессионального и личностного развития ее работников, создания условий для обеспечения высокого уровня социальной эффективности деятельности трудового коллектива.
8) «Пятерочка» – это крупнейшая в России сеть розничных магазинов, объединяющая 10481магазин с товарооборотом свыше 750 миллиардов рублей в 61 регионе страны, в которых около 200 000 сотрудников обслуживают ежедневно более 7 миллионов покупателей. В Екатеринбурге и Свердловской области функционируют 300 магазинов «Пятерочка»;
9) Сеть магазинов «Пятерочка» не имеет статус юридического лица, а является структурным подразделением компании X5 Retail Group N.V., которая в Свердловской области представлена своим филиалом «Уральский»;
10) Проведен анализ персонала магазина «Пятерочка», расположенного по адресу г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 43. Установлено, что в магазине высокая текучесть кадров. Это связано с отсутствием мотивации к труду у персонала, его низкой заработной платой. Поэтому очень часто на работу принимают тех, кто не соответствует провозглашенным компанией критериям, что в последствие приводит к увольнениям и поиску новых сотрудников. Образуется замкнутый круг.
11) В результате анализа системы управления персоналом в компании X5 Retail Group были выявлены следующие недостатки в управлении персоналом:
действующая система подбора персонала недостаточно эффективна; несмотря на имеющуюся систему собеседований и исследований личностных характеристик, она отличается неверным отбором персонала, во многом определяющим отсутствие успешности в выполнении должностных обязанностей и взаимодействия с окружающими, и как следствие – приводит к высокой текучести кадров;
отсутствует эффективная система адаптация нового работника, которая позволила бы ему в кратчайшие сроки освоить необходимые профессиональные навыки и стать полноценным членом коллектива; адаптация проходит стихийно, фактически представляя собой бесцельный испытательный срок;
применяются недостаточно эффективные системы мотивации персонала (используется лишь повременно-премиальная система оплаты, действующая уравнительно), отсутствуют нематериальные системы мотивации. В результате работники не мотивированы на достижение поставленных целей, они не чувствуют себя «замеченными» со стороны руководства, не проявляя в итоге заинтересованности к повышению трудовой активности.
12) Представляется, что основной причиной всех вышеуказанных проблем является неэффективность HR-службы филиала «Уральский» X5 Retail Group N.V.
13) На основе проведенного анализа были разработаны модель компетенций директора по персоналу филиала «Уральский» X5 Retail Group N.V. и система оценки KPI менеджера по персоналу этого филиала, а также определены место и роль этих разработок в процессе мотивации, оценки, развития и отбора персонала.
14) Была произведена оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий. Она показала, что предложения экономически эффективны.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, а задачи решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ